Сейчас участковые комиссии создаются под каждые конкретные выборы, срок их полномочий — 1 месяц, и людей заставляют входить в них чуть ли не силой. Недостаток системы очевиден: в комиссиях масса случайных людей, которые не знают избирательного законодательства. На их обучение тратятся большие деньги, но натаскать за столь короткий срок все равно не успевают. Даже председатели комиссий часто не знают пошагово процедуру подсчета голосов.
Законопроект о едином дне голосования, принятие которого сенаторы перенесли на осень, создав согласительную комиссию с Госдумой, предусматривает, что комиссии будут постоянными, с пятилетним сроком полномочий. За это время члены УИК вполне могут набраться профессионализма. Казалось бы, все логично, но дьявол кроется в деталях.
Сейчас на постоянной основе работают члены территориальных комиссий. Их деятельность оплачивается только во время выборов, почасовым образом. То есть точно так же, как работа «временщиков». Однако согласно законодательству о выборах иммунитет «постоянщиков» близок к депутатскому. Обладателей корочки постоянного члена избирательной комиссии не могут увольнять с основного места работы, понижать по службе и штрафовать. Работодатель обязан отпускать члена комиссии с работы, не требуя объяснения причин, и так далее... Да и милиционеры знают, что с носителем избиркомовского «вездехода» лучше не связываться, а то потом обвинят в давлении на организатора избирательного процесса. В общем, люди таким своим положением дорожат и даже представители оппозиционных партий, получив ксиву «постоянщика», становятся немножко более лояльными.
Таких неприкосновенных людей у нас сейчас несколько десятков тысяч. Кстати, я один из них — как член ТИК района Ясенево.
Давайте подсчитаем, сколько нас таких будет по новому закону. В стране около 100 тысяч избирательных участков. В ближайших выборах могут участвовать 27 партий, то есть каждая вправе делегировать по одному человеку в комиссию. Но на октябрьские выборы новый закон распространяться еще не будет. Он заработает в 2013 году. К тому времени могут быть зарегистрированы еще 189 партий (по крайней мере именно столько оргкомитетов уведомили Минюст о таком намерении на сегодняшний день).
Итак, больше 200 партий. Умножаем на количество участков и получаем симпатичную цифру: 20 миллионов неприкосновенных! А ведь в комиссии будут входить не только партийцы, а еще и чиновники, куда же без них... Больно масштабная «кормушка» получается.
Кстати, я вообще не представляю, как сможет функционировать комиссия из 200 человек? На участке не останется места для избирателей. Но это отдельная тема.
Другой интересный поворот нового закона. УИКи предстоит создать не позднее 30 апреля 2013 года, и действовать они будут до 2018 года. А как быть тем партиям, которые не успеют прописаться в Минюсте до будущего апреля? А никак. Кто успел, тот и съел. Остальные сосут лапу и ждут пять лет. Их интересы в комиссиях представлены не будут.
Когда-то Владимир Чуров сказал, что, будь его воля, он вообще убрал бы партийцев из участковых комиссий. Кто-то повозмущался, кто-то посмеялся, и об этом забыли. А ведь в ситуации нынешней политической реформы это могло бы стать выходом, позволяющим не доводить выборный процесс до абсурда. Если уж делать УИКи профессиональными, то можно было бы законом ограничить их численность. На мой взгляд, 12 человек — вполне достаточно. И прописать, что в эту дюжину можно брать только людей беспартийных и не зависящих от государства. У такого подхода тоже полно слабых мест, но другого разумного варианта лично я не вижу.