Версия с провокацией, хоть и весьма избита, на правдивую в нынешних условиях вполне тянет. Патовая ситуация в Сирии, похоже, измотала не только противоборствующие стороны внутри страны, но и мировые державы, бодающиеся за ооновскими столами за право принятия какой-либо резолюции. Последнее предложение Запада — ультиматум, дающий Асаду 10 дней на прекращение насилия — вот-вот будет рассмотрено в Совбезе ООН. При невыполнении Асадом требования предполагается применение санкций в соответствии с главой 7 Устава Объединенных Наций. А это, напомним, «такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности».
И хотя понятно, что Россия (а возможно, еще и Китай) подобный документ заблокирует, устраивать убийства сотен мирных жителей сирийскому режиму сейчас явно не на пользу.
Именно поэтому версию с провокацией со счетов сбрасывать не стоит. Напомним, что пару месяцев назад, после бойни в Хуле (кто ее учинил — также не было до конца понятно), в Совбезе уже начинали бряцать оружием, припомнив именно тогда пресловутую седьмую главу. Прошли недели, Аннан предложил очередной план, и про то, кто же ответственен за бойню в Хуле как-то забыли. То же самое произошло и с резней в Хаме месячной давности.
В свое время в интервью «МК» известный сирийский правозащитник Мамар Абдулхамид, много лет назад вынужденный покинуть страну из-за преследования властями, отметил, что мало кого в мире волнует судьба сирийского народа. У каждой страны просто свои расчеты и интересы, напомнил он. И в свете того, как расследовались убийства в Хуле и Хаме, его слова звучат более чем убедительно. Очевидно, что и нынешняя бойня будет использоваться различными сторонами конфликта лишь как козырь в пользу того или иного сценария. Который, с учетом наличия у ключевых игроков в СБ ООН права вето, реализован в полной мере все равно не будет.