Существует ли в сегодняшней России лозунг, способный объединить и ярых приверженцев Путина, и не менее ярых сторонников оппозиции? Вы уверены, что нет? Если так, то неправда ваша, господа!
«Как же в такую погоду не хочется ничего делать!» — такими словами, несмотря на идеально работающий кондиционер в кабинете, меня на днях встретил крупный российский чиновник из ближнего круга Путина. Уверен, что под этими словами готовы подписаться и все видные деятели с противоположного конца политического спектра.
Объявлять об официальном закрытии политического сезона — это в нашей стране штука опасная. В силу какой-то прихоти судьбы все самые сильные политические потрясения имеют свойства случаться в августе — в самый разгар отпускного сезона. Но все-таки мне кажется, что мы должны мысленно «перерезать ленточку».
И лучшего дня для этого, чем июльская пятница, тринадцатое, просто не придумаешь. Именно этот приятно бодрящий день наша самая государственная из всех государственных Дум выбрала для окончания своей весенней (да-да, я не ошибся — у политиков и календарь несколько иной, чем у обычных существ из плоти и крови) сессии.
Окончание думской сессии, конечно, не значит, что все слуги народа скопом отправятся под пальмы на острова. Но по меньшей мере законопроекты один экзотичнее другого перестанут выпрыгивать словно чертик из табакерки. А раз так, то мы с чистой совестью можем подвести итоги политического сезона и, уподобившись на минутку школьному учителю, поставить оценки противоборствующим силам. Благо много времени это не займет. С моей точки зрения, и власть, и оппозиция даже в самом лучшем случае заслуживают лишь сильно натянутой «тройки».
«Поразительно, сколь умен бывает политик через десять лет после того, когда надо было быть умным», — заметил как-то британский премьер-министр эпохи Первой мировой войны Дэвид Ллойд-Джордж.
Если остроумный британец прав, то пик расцвета интеллектуальной мощи российских слуг народа придется аккурат на 2022 год. Вам показалось, что я только что обозвал наших современных глупцами? Если да, то вам это лишь показалось. Я искренне восхищаюсь многими своими знакомыми политиками самых разных взглядов и воззрений.
Но иногда в политике бывают такие специфические периоды: люди, которые принимают решения или влияют на их принятие, по отдельности могут быть сколь угодно восхитительными. Однако общий результат их усилий оказывается отрицательным. Что-то подобное, на мой взгляд, и происходит сейчас в нашей жизни. Огромный и неповоротливый корабль под названием «Россия» медленно, но верно ложится на курс, который не сулит нам спокойного плавания.
Эпоха правления американского президента начала XIX века Джеймса Монро осталась в истории как «эра добрых чувств». В этот период глубинные политические противоречия, естественно, никуда не исчезли. Но политики прилагали максимум усилий, чтобы дружелюбно и вежливо вести себя по отношению к оппоненту.
По контрасту современную эпоху в российской политике я бы назвал временем анти-Монро — «эрой недобрых чувств». Не хочу быть банальным. Но сегодня доминирующая эмоция в политической жизни общества — это крайняя озлобленность. А политику, как известно, стоит вершить с холодной головой. Я буду несказанно рад, если окажусь не прав. Однако мне кажется: и власть, и оппозиция поставили перед собой сугубо локальные задачи, которые одинаково не отвечают интересам общества.
«Не пущать!» — вот так сегодня звучит неформальный девиз власти. Один запрет громоздится на другой. Ясно, что все запретительные законодательные новации весны—лета 2012 года никогда не будут реализованы в полной мере. Но ясно и другое: их выборочное применение создаст самые широкие возможности для произвола. Силовики уже по факту вырвались из рамок, в которых они должны находиться. Дальше все может быть гораздо хуже.
А вот как, с моей точки зрения, звучит неформальный девиз оппозиции: «Кипит наш разум возмущенный и в смертный бой вести готов. Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим — кто был ничем, тот станет всем».
Эти строки «Интернационала» идеально ложатся на современную политическую действительность, вам не кажется? Оппозиция, по сути, предлагает России повторить путь, который несколько раз приводил ее к катастрофе в ХХ веке: сначала всем объединиться под лозунгом «долой». А обо всем остальном подумать в некоем отдаленном будущем.
Я, например, глубоко уважаю Удальцова как человека, который борется за свои идеалы. Но если выбирать между его экономическими взглядами и экономическими взглядами Путина, я обеими руками проголосую за ВВП. Я считаю Навального очень талантливым политиком. Но меня откровенно настораживают его заявления на грани шовинизма и авторитарная манера поведения.
Я всем сердцем за торжество демократии. Но я не могу понять, почему главным достижением российской демократии 2012 года считается лагерь «ОккупайАбай». Во всем остальном цивилизованном мире подобные лагеря считаются цитаделями анархистов. Почему же у нас они на полном серьезе считаются остановками на пути к чему-то доброму и светлому?
Задавать подобные вопросы — и власти, и оппозиции — я мог бы и дальше. Но, думаю, пора остановиться. Все-таки конец политического сезона как-никак! Поэтому ограничусь пожеланием к российским политикам всех цветов радуги: поезжайте-ка вы на моря, господа хорошие! И постарайтесь там охладиться! Так будет лучше и для вас, и для страны!