В столкновениях на Болотной площади 6 мая участвовали две стороны — сторона власти и сторона гражданского общества. Вопрос «какая из этих сторон виновата в том, что столкновения произошли?» до сих пор остается открытым.
Есть косвенные свидетельства того, что организаторы митинга планировали провокационные действия в отношении полиции. И есть косвенные свидетельства того, что полиция намеренно провоцировала такие действия. Но кто из них виноват на самом деле и кто должен понести наказание — по-прежнему так и не ясно.
Учитывая обоюдную причастность сторон к этой истории, ее в принципе можно было бы забыть — как вышло, так вышло. Но сторона власти решила доказать, что виновата сторона гражданского общества, и пошла в наступление. Было заведено уголовное дело, у лидеров оппозиции проведены обыски и арестованы 13 подозреваемых, которым уже предъявлены обвинения.
Сторона общества вынуждена была отвечать. Вчера этот ответ наконец прозвучал — публично и громко. В Музее Сахарова прошли общественные слушания, «посвященные расследованию преступлений и беззаконий власти при разгоне массовой демонстрации в Москве 6 мая 2012 г.»
На слушаниях были представлены задокументированные доказательства преступных действий полицейских против людей, пришедших на санкционированный митинг, — избиения дубинками, удары в лицо, пшикание в глаза из газовых баллончиков и прочие вопиющие бесчинства. Кроме того, перед участниками слушаний выступили несколько потерпевших. Александр Елисеев, в частности, рассказал, как его задержали, хотя он ничего противоправного не делал, и вели в автозак мимо шеренги ОМОНа, а те, кто в этой шеренге стоял, били его палками по спине.
Движение «За права человека» собирает показания потерпевших и свидетелей беззакония, подобного тому, о чем говорил Елисеев. Правозащитник Лев Пономарев, координирующий эту работу, сказал, что вообще таких людей очень много, но они боятся легализоваться, поскольку заявление «меня избили полицейские» немедленно может быть повернуто против самого заявителя: «Избили, потому что ты нападал». И хотя этого никто не докажет, но арестовать могут — так же, как арестовали 13 человек, которые находятся сейчас в СИЗО.
Адвокаты этих людей в ходе слушаний также поведали много интересного о незаконных действиях полиции и следствия. Как выяснилось, практически всех их подзащитных допрашивали без адвокатов и запугивали, склоняя признать вину и дать показания на лидеров оппозиции.
Адвокат Федора Бахова, ученого-химика, рассказала, как ему в ходе первого же допроса, когда у него еще не было своего адвоката, назначили государственного адвоката Наполова, и этот прекрасный Наполов уговорил Бахова признать вину, написать явку с повинной, заверив, что его тогда сразу отпустят домой, и Бахов поверил и написал, что да, ударил полицейского, когда увидел, как тот бьет ногами лежащего демонстранта. Ну и домой его, понятно, не отпустили. Теперь Бахов сидит в СИЗО № 5, отказался от показаний, его следователь очень рассержен.
Другой подследственный, Артем Савельев, как рассказал его адвокат, вины не признает, а все «насилие в отношении полицейских», которое ему предъявляют, состоит в том, что он хватался за бронежилет, когда его волочили в автозак, — именно это и написано в обвинении.
Еще один подследственный Рихард Соболев, как выяснилось, пять дней находился в психиатрической больнице, в СИЗО его вернули только два дня назад. Адвокат был у него накануне, но общаться не смог, поскольку Соболев, по его словам, был «неадекватен после проведенного лечения». Вина Соболева в том, что он захотел уйти с митинга, когда началась заваруха. Пытался выйти за оцепление и двигал металлические ограждения, за которыми стояла полиция, а двигать на митинге ограждения нельзя.
Общественные слушания о преступлениях и беззакониях власти были подготовлены правозащитными организациями «За права человека» (Лев Пономарев), Московской Хельсинской группой (Людмила Алексеева) и Общественной наблюдательной комиссией (Валерий Борщов). Материалы слушаний уже собраны в брошюру, на них получены заключения юристов, и вместе с другими документами они будут представлены в скором времени на слушаниях в Общественной палате. Кроме того, правозащитники требуют возбуждения уголовных дел в связи с обращениями пострадавших от полиции граждан. Соответствующее заявление уже направлено прокурору Москвы Куденееву, руководителю ГСУ по Москве Яковенко и координатору рабочей группы Общественного совета при ГУ МВД Венедиктову (главред «Эха Москвы»).
Озвученный на слушаниях ответ стороны гражданского общества на атаку стороны власти вряд ли, конечно, можно назвать симметричным. Но она и не может дать симметричный ответ в легальном поле. Нет у нее таких возможностей. Поэтому в ближайшем будущем сторона общества будет проигрывать стороне власти.
Тем не менее в исторической перспективе работа по сбору и юридическому оформлению свидетельств преступлений полиции, которой занялись правозащитники, может оказаться очень полезной. Она наверняка будет оценена и востребована историками и займет достойное место в Музее революции.
Правда, тех граждан, что были избиты полицией на Болотной и заперты в СИЗО за «двигание ограждений», это сейчас, к сожалению, вряд ли утешит.