До сих пор непонятно, откуда стала известна новость о «первом организаторе». В пресс-службе силового ведомства лишь сообщают о том, что Бароновой вручена повестка о явке в СК в 10 утра в грядущий четверг для предъявления обвинения. Примечательно при этом, что, несмотря на возможно более суровую классификацию (по части 1 статьи 212 УК предусматривает наказание от 4 до 10 лет лишения свободы), свобода активистки не была ограничена, как это было сделано в отношении остальных проходящих по делу о беспорядках.
Очевидных причин этому может быть только две. Либо за Бароновой следствие не заметило применения насилия в отношении представителя власти (что вменяется задержанным) и не считает ее общественно опасной, либо, что скорее, речь идет не об обвинении в организации, а только о призывах к беспорядкам и, возможно, об оскорблении полицейских.
Дело в том, что весь протестный сезон Мария старалась быть главным раздражителем для сотрудников полиции, выступала чуть ли не главным борцом с людьми в серой форме — тому есть масса видеоподтверждений в Сети. Своеобразным апогеем этой деятельности стало поведение Бароновой и ее знакомого депутата Ильи Пономарева на митинге 6 мая.
На YouTube, вероятно, не без участия прокремлевски настроенной части интернет-сообщества, размещен ролик. В нем, находясь в толпе рядом с линией оцепления, где-то после начала столкновений законодатель и его бывшая помощница (теперь Баронова сама себя аккредитует как политика) сначала весело замечают, обращаясь к присутствующим: «Мужики, здесь вообще тонко. Мы не намекаем». После чего активистка упирается в плечо бойцу, поворачивается к толпе и кричит: «Мужики, давите сюда!» Чуть позже она обращается к сотрудникам полиции со словами: «Меня сегодня такие мрази, как вы, приняли в церкви».
Спустя десять дней после указанных событий начинающий политик прокомментировала ситуацию в своем «Живом Журнале», не скрывая стыда за свое поведение. Она пыталась объяснить произошедшее аффектом: «ОМОН начал нас давить, и меня там чуть не задушили. Причем проводом. На этот раз не блевала, нет. Уже привычная». Добавив пассаж «про оккупационную власть», Баронова резюмировала: «Несмотря на то что я пребывала, мягко говоря, в неадеквате, несмотря на то, что я испытывала искреннюю ненависть к людям, которые пытались меня убить двадцатью минутами ранее, я всего лишь поорала, что тут можно чуть-чуть поднадавить, и эта цепь разрушится».
Однако зоркий и опытный глаз следователя вполне может углядеть здесь что-то вроде «организовав единую группу с неустановленной группой лиц и руководя ее действиями, Баронова в нарушение законных требований сотрудников милиции направляла сообщников в организованный прорыв линии оцепления, состоящий из сотрудников МВД, находящихся при исполнении служебных обязанностей и одетых в соответствующую униформу».
Игнат Калинин
Депутат Илья Пономарев — «МК»: «Баронова — девушка яркая, но к организации беспорядков она отношения не имеет»
Илья Пономарев поделился с «МК» своей версией того, что происходило на видео, которое, возможно, послужило основанием для СК подозревать Баронову. Он рассказал, что к основному прорыву омоновской цепочки этот эпизод отношения не имел. Он произошел у выхода с Малого Каменного моста, уже после того, как активисты сцепились с полицейскими возле кинотеатра «Ударник». К тому же, по словам Пономарева, видеоролик, появившийся в Интернете, очевидно, кем-то специально смонтирован, поскольку кадры, на которых запечатлены депутат и Мария Баронова, перемежаются с кадрами основного противостояния, где их и в помине не было. По словам депутата, в тот момент, когда он и Баронова начали звать людей, бойцы ОМОНа стали достаточно сильно продавливать толпу, в которой находились женщины и пожилые люди, и призывы были направлены на то, чтобы усилить противостояние и избежать жертв.
— Почему, по вашему мнению, СК хочет обвинить в организации беспорядков именно Баронову?
— Маша девушка достаточно яркая и экспрессивная, ее всегда заметно в толпе, хотя, разумеется, никакого отношения к организации беспорядков она не имеет. Я думаю, что, именно учитывая ее экзальтированность, в СК решили, что Машу можно заставить давать показания против остальных участников протестного движения, сильно на нее надавив. Я уже отправил письмо Бастрыкину, где заявляю о своей готовности к даче показаний и прошу оставить в покое лиц, которых явно используют, чтобы получить информацию о моем участии в событиях 6 мая.
Мария Баронова, в свою очередь, рассказала «МК», что происходило на допросе в Следственном комитете.
— В понедельник я пришла в СК с адвокатом, и планировалось, что допрос закончится в
О чем идет речь, Баронова в тот момент не представляла и тут же отправилась выяснять ситуацию к следователю, где ей сообщили, что 21 июня она должна явиться в СК для предъявления обвинений. Как выяснилось, в 17.00 на официальном сайте Следственного комитета уже был выложен пресс-релиз об обвинениях, которые будут предъявлены Бароновой, правда, какие именно, не уточнялось.
— Все это выглядит очень странно, — продолжает Баронова. — По всем процессуальным нормам они сначала должны были сообщить об обвинениях мне, а потом уже обнародовать эту информацию на сайте. Вероятно, они рассчитывают, что, испугавшись обвинений, я возьму ребенка и сбегу за границу. Но я никуда бежать не собираюсь. Остается дожидаться
По словам Бароновой, общавшиеся с ней криминалисты недовольно бурчали: «У нас тут все Подмосковье в трупах, а тут вы еще... лидер мировой революции».
Анастасия Родионова