Накануне предыдущей попытки проголосовать за документ у его лоббистов не хватало то ли шести, то ли восьми голосов. Из-за чего пришлось устраивать депутатскую драку перед объективами телекамер. Двухнедельный тайм-аут показал: у правящего большинства Рады куда больше возможностей и ресурсов, нежели у теперешней оппозиции. Если противники «языкового закона» сподобились лишь на попытку стянуть под стены парламента несколько тысяч посланцев украинских регионов, сторонники «языкового закона» вели незаметную широкой публике работу с членами ВР. Как результат, вместо необходимого минимума в 226 голосов за законопроект Вадима Колесниченко и Сергея Кивалова набралось на 8 голосов больше. Пусть это делалось силком, путем продавливания и банальной покупки депутатов, — формальные претензии к Партии регионов и к коммунистам, обещавшим избирателям юга и юго-востока Украины уравнять русский язык в правах с украинским, наконец-то устранены.
— Поверьте мне: второго чтения не будет, как бы вы ни пыжились и ни надували щеки! — горячился депутат из Блока Юлии Тимошенко Андрей Шкиль. — Сегодня мы проиграли бой, но войну с врагами всего украинского — выиграем!
— Закон Кивалова—Колесниченко принят в первом чтении, а если быть более точным, не принят, — так считает бывший глава Верховной рады, а ныне главный оппозиционер страны Арсений Яценюк. — В следующем созыве за этот закон голосовать будет уже некому. Для постановки на рассмотрение во втором чтении не понадобятся ни большие деньги, ни апробированные годами приемы давления на бизнес депутатов и их родственников. Потому как состав парламента после октября-2012 будет иным.
Читателям «МК» уже известно: скандальный законопроект № 9073, в случае его принятия, предусматривает функционирование русского и прочих «языков нацменьшинств» в 13 регионах Украины, в том числе в Киеве и Севастополе.
В документе есть ряд несуразностей. К примеру, руководящие кадры Черновицкой области будут обязаны наравне с государственным украинским знать еще и румынский. Если чиновник либо офицер силовых структур переводится в Крым, ему понадобится корпеть над изучением крымскотатарского. В Мариуполе, где традиционно компактно проживают греки, законопроект берет под защиту новогреческий (на котором здесь практически не разговаривают).
Несколько легче придется жителям Закарпатья, где согласно п. 1 ст. 6 проекта предполагается защита русинского (чем-то напоминающего русский), словацкого, мадьярского, польского, ромского (цыганского), румынского языков. Единственный регион Украины, граничащий одновременно с четырьмя странами-членами Евросоюза — Румынией, Венгрией, Польшей и Словакией, — традиционно культивирует изучение языков этих государств.
На этом фоне «защита русскоязычного населения» выглядит по меньшей мере карикатурно.
Ситуацию для «МК» прокомментировал политолог Федор ЯКОВЛЕВ:
— Причина нынешнего накала страстей вокруг законопроекта по сути дела никакого отношения непосредственно к языку не имеет и заключается в том, что, с одной стороны, Партия регионов «старается изо всех сил» показать, в какой «жестокой борьбе» ей приходится выполнять свои предвыборные обещания, несмотря на упорное сопротивление оппозиции, а оппозиция, с другой стороны, показывает, как она сопротивляется «русификации» Украины нынешней властью.
Кроме того, один из авторов законопроекта — депутат-регионал Вадим Колесниченко намерен нынешней осенью баллотироваться в Верховную раду Украины по мажоритарному округу в Севастополе. После его статей, героизирующих фашистского пособника Тараса Бульбу-Боровца, и недавнего голосования за празднование на государственном уровне юбилея очередного фашистского холуя, митрополита униатов Йосипа Слипого это намерение становится весьма проблематичным. Чтобы отодвинуть перед общественностью свою профашистскую позицию на второй, а то и на третий информационный план, ему нужна была громкая PR-акция.
Директор Института стран СНГ Константин ЗАТУЛИН:
— Те украинские политики, кто желает видеть страну членом Евросоюза, ведут себя абсолютно грамотно политически, не присваивая государственный статус русскому. Но этот закон — шаг вперед. После 1991 года это первый такой прецедент. С помощью нового закона в тех регионах, где проживает не меньше 10% носителей — а это 13 из 25 областей Украины, включая Севастополь и Киев, — русский язык может быть признан официальным. В частности, в судопроизводстве. До этого судопроизводство велось только на украинском. С этим законом русскоязычному населению на Украине будет проще, как и носителям других региональных языков. Помимо националистов есть еще одна группа критиков — радикалы пророссийских организаций. Они считают, что русскому языку нужен только статус государственного. Я с ними, в общем-то, согласен. Но с этим законом все равно будет лучше, чем без него. Он поможет сохранить Украину, не раскалывать ее дальше на языковые лагеря.