Командир белорусской роты почетного караула, выстроившейся в аэропорту для встречи Путина, доказывал мне, что единственное, что помешало его бойцам заткнуть за пояс кремлевских на фестивале почетных караулов «Спасская башня», — это то, что они на него не смогли приехать. Впрочем, он упустил одно важное отличие российского караула от белорусского — у наших имеется закалка легендарными многочасовыми опозданиями Путина. Один из белорусских пехотинцев после шести часов на ногах в аэропорту Минска, очевидно, не выдержал — начал оседать, как только на взлетном поле показался самолет российского президента. Бойца подхватили товарищи и быстро увели в помещение, его место занял «резервный» солдат. Замена, к чести командира роты, прошла молниеносно и почти незаметно.
Впрочем, и Александр Лукашенко, и его гость были заняты исключительно друг другом. Путин заверял Лукашенко, что белорусы — наши «самые ближайшие родственники», имея в виду «не только культурные, этнические, исторические корни, но и день сегодняшний».
Александр Григорьевич пошел дальше и сообщил уже всей российской делегации: «Хочу всех вас приветствовать на вашей белорусской земле, не чужой для вас». И повторил строки российского гимна: «Так было, так есть и так будет всегда».
Комплимент о «вашей земле» в контексте с учетом предоставления Белоруссии третьего транша кредита из антикризисного фонда ЕврАзЭС (речь о сумме более чем в 400 млн. долларов) и объявленных Путиным переговоров по четвертому траншу наводил на несколько циничные мысли. «За короткий промежуток времени все-таки прямую помощь Белоруссии оказали по разным каналам в объеме где-то пять миллиардов долларов», — будто в поддержку этим мыслям, добавил Путин.
Впрочем, для Лукашенко, похоже, дороже всех кредитов было то, что Путин приехал первым именно к нему: «Я вам сказал, когда мы ехали в автомобиле, хочу повторить публично: этот визит важнее многих экономических договоренностей Беларуси с Россией, а также с другими государствами. Это сигнал к тому, что у нас большое будущее».
Между тем белорусским комарам, было, похоже, наплевать и на родственные чувства, и на символику на высшем уровне: во время выступления Путина и Лукашенко перед прессой на свежем воздухе они кусали двух президентов не меньше, чем простых смертных. Впрочем, оказалось, что ВВП «повезло» с большим числом кровопийц. Один из них был обнаружен на дипломатическом уровне. «Кобяков (посол Белоруссии в России. — В.П.) на меня смотрит — он столько крови у меня выпил за последние годы, и вы еще к нам в Москву его прислали, чтобы он остатки там из меня вытянул», — заметил российский президент в ходе переговоров. К счастью, поступать с послом как с комарами Путин не пытался — тех он просто прихлопывал...
ВВП заявил, что белорусское руководство «принимает абсолютно оправданные экономические решения». И пригласил Лукашенко приехать с официальным визитом в Москву...
В Берлине, куда наш президент отправился из Минска, его встречали куда менее тепло. Рядом со зданием ведомства федерального канцлера воздел вверх руки с плакатом в цветах российского триколора и с надписью «Путин — вор» жизнерадостный юноша. В отдалении стояла уже целая группа демонстрантов с плакатами на немецком и флагами Сирии. В момент встречи Путина и Меркель перед канцелярией они начали громко свистеть и бить в барабаны. Впрочем, канцлер и президент в их сторону даже головы не повернули. Сама Меркель, впрочем, была настроена гораздо более радушно, чем демонстранты. До приезда Путина она успела поздравить нескольких солдат немецкой роты почетного караула, у которых 1 июня был день рождения. А потом прошла уже вместе с российским лидером вдоль другого «строя» — российской делегации, причем своих сановников Путин представлял по-немецки.
На момент подписания этого номера «МК» переговоры с Меркель, уже без «аккомпанемента» в виде свиста, еще продолжались. А позже Путин должен был впервые встретиться с новым президентом ФРГ Йоахимом Гауком. В формате «совместное фотографирование на парадной лестнице дворца «Бельвью».
В этот же день ВВП предстоял еще один перелет и встреча с еще одним президентом — Франсуа Олландом в Париже. Об этом читайте на сайте «МК».