Во-первых, она подтвердила, что власти, которая научилась жестко пресекать протестные акции в Москве, пока нечего противопоставить спокойно выраженной воле избирателей. Даже в Тольятти и Ярославле избирательным комиссиям не удалось снять с выборов самовыдвиженцев, которые затем их выиграли. В Красноярске на эту форму административного произвола даже не делали ставку: по подписям было зарегистрировано 6 кандидатов из 10, которые первоначально объявили о своем желании не представлять какие-либо партии. Выборы на берегах Енисея практически завершают эру господства «старых» партий: с 1 июня выдвигать кандидатов смогут и партийные структуры, зарегистрированные по новому закону, и неожиданностей может стать еще больше.
Во-вторых, все более заметным становится и то, что практически все федеральные структуры запаздывают в осмыслении ситуации. Мы не говорим о «Единой России», которая предпочитает скромно умалчивать, что именно ею выдвинут фаворит избирательной гонки Эдхам Акбулатов, надеясь, что избиратели поддержат его как «опытного хозяйственника». Но то же самое касается и ЛДПР: стоило партийному кандидату в мэры Наталье Подоляк согласиться поучаствовать в праймериз, организованных демократическими силами с целью создания единого оппозиционного фронта против кандидата от власти, она немедленно была исключена из партии — хотя Жириновский не устает повторять, что тоже крайне негативно относится к «Единой России».
Федеральная пресса — в первую очередь телеканалы и официозные издания — также практически не освещает выборы, так как не получили, видимо, указаний сверху, и этот информационный провал получает в среде красноярцев совершенно однозначное толкование. Жизнь идет быстрее планов и не укладывается в привычные схемы. А шаблонное мышление, за долгие годы выработавшееся в Думе и на Старой площади, не может ее осмыслить.
В-третьих, можно лишь удивляться тому, сколь быстро самоорганизуется оппозиционное движение. Прошло не больше месяца, после того как власть и ее противники насмехались над крайне неудачной попыткой организации гражданских интернет-праймериз на выборах единого кандидата в мэры Омска, — и вот в Красноярске уже проходят реальные праймериз среди уже выдвинутых кандидатов, каждый из которых прошел через все необходимые процедуры, имеет шанс на успех, но готов снять свою кандидатуру в пользу того, кто заручится более широкой поддержкой. Отсюда рукой подать и до следующей новации — образования в случае успеха потенциального единого кандидата коалиционного правительства, чего в новейшей России не случалось ни на региональном, ни на федеральном уровне.
Похоже, что время принципа «победитель забирает все» заканчивается; оппозиционные силы обретают способность договариваться о союзах, и это может изменить многое. Примечательно, что на днях Красноярская краевая организация КПРФ провела конференцию, на которой подавляющим большинством голосов сняла своего кандидата, отказавшегося «играть» по правилам в коалиции. Власть впала в ступор — и сейчас пытается затянуть рассмотрение вопроса об исключении бывшего выдвиженца от коммунистов из списков кандидатов, чтобы сорвать планы оппозиционного лагеря.
В-четвертых, красноярские выборы заставляют задуматься о том, что популярность, которая в России долгое время была своего рода «торгуемым товаром», перестает передаваться от человека к человеку. Многие жители уверены, что популярный в народе Анатолий Быков, легендарный предприниматель
Ситуация в Красноярске показывает, что провинция начинает переигрывать Москву. Заявка сделана очень сильная — и теперь демократическим силам нужно не сбавлять темпа: признать результаты праймериз, договориться с другими оппозиционными кандидатами, выиграть выборы и наконец продемонстрировать всей России прецедент действенного сотрудничества в рамках коалиционного кабинета. У красноярцев есть хороший шанс показать, что различия между коммунистом и «белоленточником», справороссом и умеренным националистом могут быть существенны, но они меньше, чем между ними всеми и властью, кооптируемой из «партии жуликов и воров». Если в сибирском городе это будет сделано, а в остальной России — понято, страна станет иной. Причем очень быстро.
Материалы по теме:
Наталью Подоляк выгнали из ЛДПР, чтобы она не стала мэром Красноярска
Жириновский запретил соратнице побеждать «Единую Россию»
Все против одинокого «медведя»