Прошел месяц с того момента, как Президент РФ, тогда еще Дмитрий Медведев, подписал закон о возвращении субъектам прямых тайных выборов глав регионов. ДАМ будто нажал на кнопку и выпустил свободу из политического заточения. И шапки столичных либералов полетели вверх. А пока демократия неподалеку от Кремля ликовала, горцы на Северном Кавказе схватились за папахи: что теперь будет?..
Актуальнее всего этот вопрос прозвучал в Дагестане — самом многонациональном регионе России. 31 мая Народное собрание РД внесет изменения в Конституцию республики, а заодно и рассмотрит проект закона о выборах президента РД.
В чем соль? Да в том, что народ Дагестана, состоящий из более чем 30 народностей, никогда еще не выбирал самостоятельно своего президента. С 1996 по 2004 годы республикой рулил так называемый «коллективный президент» в лице Высшего госсовета, в который входили по одному представителю 14 титульных народностей Дагестана. Не поленюсь их перечислить: аварцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, табасаранцы, агульцы, ногайцы, таты, русские, рутульцы, цахуры, чеченцы-аккинцы и азербайджанцы. Бессменным председателем Госсовета был Магомедали Магомедов, отец нынешнего президента РД Магомедсалама Магомедова.
Даже тогда возникало немало перипетий на межнациональной почве: и дележка портфелей, и земельные вопросы. Да и малочисленные народности, не вошедшие в состав Госсовета, возмущались, что их никто не слышит, а они ведь существуют. Что же ждет республику после прямых выборов? Попытаемся представить. Самые крупные в Дагестане национальности — аварцы, даргинцы и кумыки. При этом последние зачастую жалуются на то, что притесняются в правах первыми двумя. Особенно это касается вопроса о ключевых должностях в правительстве.
Аварец всегда проголосует за аварца, как и даргинец за даргинца, и так далее. По-другому здесь быть не может. Простая математика: аварцы — самый многочисленный народ, их почти в два раза больше даргинцев. Значит, и президентом всегда будет только аварец. И у него, соответственно, будет аварская команда. Примерно как у нас была питерская. Предположим, что с большими народами президенту-аварцу в любом случае нужно будет договариваться, делиться постами. Дагестанцы народ горячий, они не потерпят полного политического отчуждения других национальностей. Но как будут участвовать в политической жизни малые коренные народы? Пока сплошные знаки вопроса: как все это будет?
Отмена прямых выборов глав регионов была одной из основных реформ Путина в его «первое пришествие». И с Северным Кавказом она была связана непосредственно.
До того как руководителей субъектов стал предлагать президент страны, в северокавказских республиках выбирали в основном тех, кто выскакивал во власть на националистических идеях. В результате та же Северная Осетия, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария были одним сплошным очагом напряжения. Кремлю же нужны были люди, которые во главу своей программы ставили бы государственный подход.
«...Свобода лучше, чем несвобода... Система стабилизировалась, но, как это всегда бывает, после ее стабилизации в ней стали наблюдаться признаки застоя. Естественно, возник вопрос, что делать дальше — оставить все как есть и таким образом сделать ставку на так называемое ручное управление, сделать его постоянно действующей нормой политической жизни или вернуться к более эффективному развитию, в том числе на основе прямого участия граждан в политике... Политическая реформа, которая проводится в России, не приведет к хаосу, а напротив, укрепит государство... Демократия больше не является бранным словом. Ее престиж восстановлен, а перспективы в нашей стране гарантированы», — сказал Медведев на заседании Госсовета в апреле этого года.
Интересно, вспоминал ли в тот момент ДАМ о Дагестане и о тех народностях, которыми он переполнен, говоря о хаосе. И могли бы те, кто активно поддерживал Медведева в вопросе о прямых выборах, перечислить хотя бы 14 титульных национальностей? Едва ли.
Год назад я спросила президента РД Магомедсалама Магомедова о существовании национальных квот на должности. И вот что он тогда ответил: «Не учитывать при формировании органов власти многонациональность невозможно. Сейчас нет ни одного закона в Дагестане, который квотировал бы национальное представительство в правительстве, муниципальных образованиях или в Народном собрании. В
Две недели назад мне снова довелось общаться с Магомедовым. Конечно, в разговоре не обошли и тему прямых выборов. Было видно, что в Дагестане никто еще не понимает, как это возможно. И тем не менее глава республики сказал вот что: «Выборы президента Дагестана будут прямыми, возвращение к опосредованным формам, таким, как Госсовет, невозможно. Я могу сказать однозначно, что выборы будут такими же, как по всей стране. Это федеральный закон, и он будет применяться».
Хорошо бы, чтоб Кремль к этому федеральному закону еще выдал некоторым регионам заодно и инструкцию по применению...
Комментарий эксперта
Владимир РЫЖКОВ, политик и политолог, сопредседатель Партии народной свободы, экс-депутат Государственной думы:
— Я был одним из авторов закона о прямых выборах в