Депутаты от оппозиции утверждали: с принятием документа в качестве закона у украинского государства будет «вырвано сердце». Инициаторы же законопроекта, Вадим Васильевич Колесниченко и Сергей Васильевич Кивалов, отстаивают иную точку зрения: введение понятий «региональный язык», «языковая группа», «языковое меньшинство», «региональная языковая группа» отвечают действующим в Европе принципам защиты «отмирающих языков». Правда, почему к последним причислен русский, депутаты стараются вслух не говорить.
Вкратце суть законопроекта Колесниченко/Кивалова сводится к следующему: в 13 административно-территориальных единицах страны (всего в Украине 27 регионов, включая Киев и Севастополь) русский язык получает статус регионального. В Крыму, помимо русского, в том же статусе будет функционировать крымскотатарский язык.
В Закарпатской области (она прежде входила в состав то Чехословакии, то Венгрии) наряду с украинским делопроизводство можно будет вести также на венгерском языке, а в Черновицкой области (бывшей когда-то «под румынами») – на румынском. Языки прочих национальных меньшинств Украины соответственно будут «защищены» в меньших административно-территориальных единицах.
Венецианская комиссия, куда в своё время с целью проведения экспертизы был отослан данный документ, два раза подряд отметила: в нём не содержится достаточно гарантий применения и защиты украинского языка.
По какому принципу выбирался «региональный язык»?
Депутат Колесниченко пояснил «МК»: для его функционирования на определенной территории там обязаны проживать не менее 10 процентов носителей данного языка.
Учитывая общеизвестный факт доминирования русского на Юго-Востоке Украины, на Юге страны и особенно в Автономной Республике Крым, нетрудно догадаться: после голосования за законопроект русский фактически станет в этих регионах вторым государственным языком. И произойдёт это без «некорректного вторжения в тело Конституции Украины!». Напомню: чтобы изменить Основной Закон, требуются не менее двух третей голосов «за», то есть голоса трёхсот народных депутатов. В украинском парламенте за 15 лет, прошедших с момента принятия нового постсоветского Основного Закона, даже самые отъявленные противники доминирования «дэржавнойи мовы» не решались «подставиться» под обвинение в сознательном разрушении украинской государственности.
Партия УДАР Виталия Кличко видит в изменении линии поведения представителей правящей коалиции как минимум несколько разумных (с точки зрения Партии регионов, своего основного конкурента) причин.
«Провалены все реформы, экономика в кризисе, обещанное «улучшение» обернулось на деле на откровенное ухудшение жизни людей. Поэтому накануне выборов снова пытаются спекулировать на острых темах: НАТО, отношений с Россией и Евросоюзом, языковой политики и истории. Однако тема НАТО автоматически отпала, с Российской Федерацией Киев пребывает в состоянии «холодного мира», с ЕС - переживает острейший кризис. Посему для спекуляций партии власти остаются только две темы – язык и история», говорится в переданном «МК» заявлении партии.
Идею Партии регионов обозначить Великий и Могучий как «отмирающий в Украине» язык у Виталия Кличко назвали «провокацией, на которую «не поведётся» даже бывший разочарованный приверженец партии власти».
Справка «МК»:
Законопроект депутатов Кивалова и Колесниченко базируется на принятой в 1992 году Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств. Предназначение Хартии, - спасти от исчезновения старинные, региональные и миноритарные языки. Из более чем сорока европейских государств только в 7 из них Хартия успешно прошла процесс ратификации тамошними парламентами. Россия в начале 2001 года присоединилась к странам, подписавшим Хартию, однако документ до сих пор не прошёл ратификацию в ГД. В Латвии и Эстонии власти категорически отказываются от Хартии по политическим мотивам, ссылаясь на «недавнее» происхождение языковых меньшинств. На самом деле в названных постсоветских государствах опасаются признания русского языка в качестве второго государственного, притом что значительная часть городского населения той же Латвии фактически русскоязычна.
В Украине, где Хартия вступила в силу в 2006 году, преимущественно на русском изъясняются жители Донбасса, Крыма и соседних Одесской, Николаевской, Херсонской областей, Черниговской, Харьковской, Запорожской, Днепропетровской и Сумской областей, а также в Киеве и Севастополе.
Президент Виктор Янукович неоднократно обещал своим русскоязычным избирателям сделать их родной язык вторым государственным, наряду с украинским. В течение его первого президентского срока обещание, наряду со многими другими, остаётся невыполненным. Смягчилась и риторика Виктора Фёдоровича: «Многие европейские страны имеют двуязычие, два языка, три языка. И живут нормально, нет никаких проблем. Мы всё делаем для того, чтобы сохранить культурное наследие народов, проживающих в Украине, на это направлена государственная политика. Конечно, русский язык всегда будет занимать очень большое место в жизни Украины и украинского народа».
Почему сторонникам Виктора Фёдоровича не удалась очередная попытка изобразить себя истинными друзьями России и тонкими ценителями русской словесности?
Частично на этот вопрос ответила выступавшая после трёх депутатов членов Партии регионов «нашеукраинка» Ирина Геращенко:
- Как часто вы, уважаемые коллеги, посещаете музей А.П. Чехова в Крыму (напомню: Янукович в свое время назвал Антона Павловича великим украинским поэтом – авт.)?
Известно ли вам, что ваш однопартиец-депутат Ринат Ахметов планомерно разрушает музей М.А. Булгакова на Андреевском спуске в Киеве? И, наконец, знакома ли вам фамилия выдающейся русской поэтессы Анны Ахматовой?
/Последний вопрос, по-видимому, также адресовался президенту страны; Виктор Янукович, выступая в одесском Дворце спорта, умудрился переиначить фамилию Анны Андреевны на «Ахметову», думая в эту минуту, скорее всего, о миллиардере и главном «кошельке» ПР/
Члены оппозиционных фракций, пообещав не допустить голосования за «позорный документ», действовали временами очень даже синхронно.
К примеру, во время двухчасового обеденного перерыва их политические оппоненты отказались покинуть сессионный зал, прогуливаясь то вокруг трибуны, то вокруг президиума.
Бдительность «регионалов», тем не менее, сумели усыпить. Когда после перерыва обсуждался очередной законопроект, члены фракции Блока Юлии Тимошенко внезапно сорвались мест и окружили «стратегическую высоту». Дальнейшие законотворческие потуги шли на фоне скандирования сомкнувшихся в цепь национал-патриотов.
Надо заметить, что доводы сторонников повышения статуса русского языка временами внушали респект. «Парламентский долгожитель» Юрий Болдырев, экстравагантный депутат из фракции «регионалов», напомнил: родина Великого и Могучего – именно Киев, посему нелогично было бы вытеснять русский на «языковые задворки».
Колесниченко же сослался на примеры многих европейских стран, вполне стабильно развивающихся при одновременном использовании от 2 до 4 официальных языков; там, где язык не обрел статус государственного, он защищён Европейской хартией региональных языков.
- …а в нашем многонациональном и полиэтническом государстве, между прочим, социологи констатируют рост ненависти к русским, евреям и представителям ромской национальности соответственно в 5, 7 и 15 раз, - отметил В. Колесниченко.
Любопытно, что авторитетные эксперты из Венецианской комиссии по прочтении законопроекта Колесниченко/Кивалова выразили сомнения в его конструктивности.
Иными словами, принятие Радой данного законопроекта может обострить отношения между представителями проживающих в Украине национальностей.
Депутат Верховной Рады Владимир Яворивский (заседавший еще в Верховном Совете СССР) задался вопросом: а кто будет вести подсчёт в областях 10 процентов «носителей регионального языка»? Скорее всего, в этом случае без подтасовок и перевирания цифр не обойтись.
Положим, в Крыму татары кое-как «наскребут» необходимых им для преодоления 10-процентного барьера этих самых «носителей». А вот в Закарпатье тамошние мадьяры могут и недобрать нужное количество разговаривающих сугубо на венгерском; то же грозит и румынам, проживающим на Буковине…
К 19 часам по киевскому времени выяснилось, что в сессионном зале Рады отсутствуют более сотни депутатов из «правящей партии». Обещавшие «регионалам» поддержку члены депутатской группы «Реформы ради будущего» внезапно передумали и объявили о неучастии в приближающемся голосовании за далеко небесспорный законопроект.
В общем, вспыхнувшая междепутатская драка была воспринята как едва ли не единственный выход из патовой ситуации.
Покидали Дом Под Куполом члены Верховной Рады под свист и улюлюканье собравшихся на улице Грушевского сотен молодых людей, в основном из правонационалистической партии «Свобода». Звуковое сопровождение стихало разве что при виде очередной кареты «скорой помощи», увозившей депутата после полученной им производственной травмы.
Если принять на веру обещание главы фракции Партии регионов Александра Ефремова, обсуждение достоинств и недостатков «языкового законопроекта» будет продолжено в пятницу. Киевские службы экстренного вызова встретили это известие с подобающим мужеством.