«Эти протесты уже перешли в туристический режим. Большинство из тех, кто лежит на ковриках теперь на Арбате, — иногородние, их ведь там бесплатно кормят», — ехидно обрисовал суть происходящего представитель ГУВД города Дмитрий Винченков.
По словам спикера МГД Владимира Платонова, в ближайшие 2 недели парламент ждет предложений от москвичей — какие поправки внести в закон, чтобы митинги не мешали тем, кто не хочет митинговать.
С декабря 2011 года в Москве прошло 1007 публичных акций, в т.ч. 20 несогласованных. В них поучаствовало 167 тысяч человек, и 1597 задержаны. Только с 1 по 13 мая состоялось 84 выступления (14 — несанкционированные). 15 граждан наказаны по статье «мелкое хулиганство». «Теперь методы протеста перешли на бульвары, в скверы, где гуляют мамы с детьми. Мероприятия с бесплатной раздачей еды превратились в балаган. Даже санкнижек у раздатчиков пищи нет! В пешеходной зоне Арбата у туристов возникают вопросы, почему там лежат люди на ковриках», — говорит Винченков.
— Мы стали заложниками этой истории, — пожаловалась депутатам многодетная мать с Чистых прудов. — Отведите место для таких митингующих, может, и мы туда придем. У нас детских площадок не хватает и пособия мизерные. Бульвар открыли, а бомжи и экскременты на детских площадках остались.
Представители правоохранительных органов, властей и недовольных жителей согласны, что штрафы за нарушение порядка проведения митингов надо повышать. В Общественном совете политических партий считают по-другому.
— Этим законопроектом власть еще раз доказала, что «закуклилась» и не хочет идти на диалог, — говорит представитель совета Елена Морозова. Ее коллега Олег Журавский из «Правого дела» отмечает, что когда митинговала «ЕР», использовались самые громкие динамики, что мешало жителям Ордынки и Пятницкой, — но что-то никто не жаловался. Он уверен, что будущие штрафы будут такими же избирательными.
По мнению Ольги Костиной, члена Общественной палаты РФ и главы Общественного совета при ГУ МВД РФ, штрафы должны быть очень дифференцированными, а в законе нужно подробно прописать процедуру проведения митингов. Для полицейских же ОП предлагает разработать инструкцию поведения на митингах. Мы задали г-же Костиной несколько вопросов.
— Почему возникла идея создать инструкции?
— Я решила обратиться к зарубежному опыту и выяснить, как там действуют сотрудники полиции на митингах. За рубежом уже давно существуют инструкции о порядке действий полицейских. Считаю, что у нас подобный документ был бы очень кстати.
В зарубежных инструкциях расписано буквально каждое действие сотрудника полиции. Начиная от того, за какое место может брать полицейский нарушителя, и заканчивая тем, что делать, если он оказывает сопротивление сотруднику полиции. В наших инструкциях действия полицейских на митингах также должны быть прописаны с максимальной точностью.
— Смогут ли российские полицейские быстро скорректировать свои действия согласно новым инструкциям?
— Опять же за рубежом для этого существуют специальные инструкторы. Как правило, это бывшие сотрудники правоохранительных органов, которые обучают сотрудников полиции, натаскивают их по каждому пункту. Если инструкции будут созданы, у нас такие тренеры появятся тоже. Сейчас я собираюсь пригласить к нам иностранных специалистов и тренеров для обмена опытом.
— Когда инструкции могут появиться?
— Будем работать соразмерно новому закону о митингах, который ко второму чтению, полагаю, уже будет более внятным. Думаю, что рабочая группа по созданию инструкций, в которую войдут криминологи, юристы и т.д., будет работать параллельно. Так что документ может появиться уже через месяц...
Предложения есть и у единороссов. Так, депутат Щитов предлагает ввести ответственность организаторов митингов и компенсировать причиненный городу ущерб (за вытоптанные газоны и пр.), а Платонов считает, что акции типа «прогулки писателей по бульвару» должны согласовываться с властями. Других идей от москвичей депутаты ждут по адресу: Петровка, 22.