Указ о мерах по приватизации акций крупнейших компаний ТЭК Путин подписал накануне обсуждения, однако туманность формулировок поставила крупный бизнес в тупик. Так что хоть и собирались по поводу Дня предпринимателя (26 мая), но стратегическую тему обойти не смогли. «Это корректировка программы в либеральную сторону или наоборот?» — попросил разъяснений у президента глава «профсоюза олигархов» РСПП Александр Шохин.
— Указ ничего не меняет с точки зрения наших планов по приватизации, — объяснил ВВП. — Но он как бы отражает реалии сегодняшнего дня.
В связи с этим Путин напомнил, что еще в своей предвыборной статье о развитии экономики написал: «Считаю возможным до 2016 года понизить доли участия государства в сырьевых компаниях и, может быть, целиком выйти из некоторых несырьевых („Ростехнологии“, „Росавтодор“ и других)».
С компаниями ТЭК «распрощаться» государство не хочет неспроста: они, как объяснил ВВП, «представляют особую ценность для государства». Однако не для рынка. «Можно совершенно очевидно с полной ответственностью утверждать, что они недооценены», — знает Путин.
Как повысить «ценность» кормильцев бюджета, в правительстве уже придумали. «Приватизация — это один из видов привлечения капитала. Но нам бы очень не хотелось, чтобы они были приватизированы за копеечки, а потом были перепроданы за серьезные деньги», — объяснил главную задумку президент.
Таким образом, «Роснефтегазу» предлагается стать своего рода страховкой от участия в приватизации ТЭК нежелательных покупателей. Заодно будущий «концерн Сечина» убережет, в случае чего, от недостаточного спроса. «Роснефтегаз» войдет в капитал компаний ТЭК. «И с целью решения текущих оперативных проблем компаний может вполне поучаствовать в их докапитализации», — объяснил Путин.
«Роснефтегаз», которому предписано стать спасителем ТЭК, создавался всего лишь как «временное хранилище» акций «Роснефти» и «Газпрома». И даже предполагалось, что он будет ликвидирован, однако этого до сих пор не произошло. На балансе компании сейчас находятся 75,6% акций «Роснефти», 10,74% акций «Газпрома» и 7% акций Каспийского трубопроводного консорциума. Финансовый ресурс, как подчеркивает Путин, у компании немалый: объем выплат только за 2011 год превысит 50 млрд. рублей.