Вначале он сделал коня гражданином Рима, потому что сенатором мог быть только гражданин. Потом собственно сенатором.
Далее император по такой же демократической процедуре хотел коня сделать даже консулом, но случилась неприятность: без всякой процедуры убили самого Калигулу — такое в истории часто бывало с теми, кто считал, что демократия создана исключительно для своего личного пользования.
История с конем Калигулы, во-первых, доказывает, что юмор в политике полезен — над тобой веками смеются потомки; а во-вторых, весьма поучительна — в сенате может легко оказаться конь, если ты все делаешь по демократической процедуре, но обладаешь беспредельным административным ресурсом.
Наш новый президент внешне мало похож на Калигулу, хотя назначение Владимира Мединского на роль министра культуры лошадиным стойлом все же попахивает. Согласимся, что назначать на эту должность человека, вклад которого в культуру лишь в том, что он пишет книжки-ужастики про то, как Запад губит Россию, — весьма эксцентрично.
И хотя понятно, что для деятелей культуры он будет столь же авторитетен, как конь для древнеримских сенаторов, подобное назначение — вполне в духе шуток нашего современного Калигулы.
Однако приведенная лошадиная история куда в большей степени касается другого кандидата на «введение в сенат» — бывшего духовного наставника «Наших» Василия Якеменко.
И сходство тут в том, что когда убили Калигулу, встал вопрос: что делать с его лошадкой-сенатором? И представьте себе — с конем поступили как с членом своей команды: в его защиту было сказано, что он в отличие от прочих сенаторов никого не убил и не дал императору ни одного дурного совета. Сенаторы также столкнулись с проблемой: по римским законам до окончания срока полномочий никого из сената, даже коня, выгнать нельзя. Тогда сделали так: коню урезали жалованье — и он был выведен из состава сената как не проходящий по финансовому цензу.
Так вот, сейчас, когда объявлен состав нового правительства, г-н Якеменко, как любимый конь, аккуратно «отведен в сторонку». Никто не задает ему никаких вопросов, никто не спрашивает, как действовали нашисты и каков результат их «идеологической работы на благо России». Никто не интересуется, куда пошли бюджетные деньги, выделенные на идеологически правильных мальчиков и девочек.
И сейчас, когда нашистский проект закрывают за ненадобностью, г-н Якеменко вдруг стал давать интервью. Об общем уровне интервью каждый его прочитавший свой вывод сделает сам, но тут примечательно другое — наш герой заявляет, что будет создавать уже свою партию!
И партия эта будет называться «Партией власти».
Цель партии — «сделать Россию комфортной для «людей будущего». И в эту партию, по мнению г-на Якеменко, будет вступать в том числе тот самый протестный электорат, который выходит на площади.
И еще г-н Якеменко сказал так:
«Наша страна сегодня проиграла самую важную битву — за создание атмосферы, при которой люди будущего, креативный класс, средний класс, будут приезжать в нашу страну. Со всем, что мешает созданию этой среды, будет конкурировать „Партия власти“. Если в рядах тех, кто хочет законсервировать ситуацию, окажется Медведев, Путин или кто-то еще, уверен, что „Партия власти“ будет им оппонировать».
Прочитав подобное, можно поступить по-разному: можно просто поржать, можно поинтересоваться, адекватен ли г-н Якеменко, либо пожелать ему успехов в его новом партстроительстве — действительно, разве не найдет он пятьсот верных нашистов, чтобы, согласно новому законодательству, зарегистрировать новую партию?
Но мы поступим по-другому. Мы вначале вспомним, кем назначены те самые одиозные фигуры из правительства, которых убрали.
Выясняется, что Фурсенко, Набиуллина, Трутнев, Щёголев теперь помощники президента; Левитин — его советник, а Нургалиев — в Совете безопасности...
Как видим, наш Калигула своих любимых лошадей не бросает.
И будущее его верного коня, Василия Якеменко, спрогнозировать не трудно.
Его партия, может быть, под другим названием, но обязательно будет создана — он уже согласовал ее создание с Кремлем, как сам же признался.
Эта партия получит любые деньги из бюджета, а Якеменко будет заявлять, что денег из бюджета не дают — ровно так, как он сейчас на голубом глазу заявляет, что из бюджета «Нашим» денег не выделяли.
Далее будут выборы с привычными каруселями, автобусами из регионов и открепительными талонами — дай бог здоровья и долголетия г-ну Чурову!..
И конь Калигулы вновь будет введен в сенат — партия Якеменко пройдет в Думу и будет изображать «молодежь, которая требует перемен».
Возможно, фракция г-на Якеменко будет в Думе по привычке иногда одеваться в костюмы Дедов Морозов, но, главное, без сомнения, будет принимать законы — ровно такие, какие нужны нашему Калигуле.
И этот конь будет в сенате, пока наш Калигула страной правит.
Обычно история демонстрирует нам одно и то же явление вначале в виде трагедии, потом в виде фарса.
Но тут, как мне кажется, все наоборот: историки утверждают, что тот, древнеримский Калигула, был вовсе не сумасшедший. Просто он хотел разозлить и высмеять сенат — так что исторически «фарс» уже давно состоялся.
А вот наша двенадцатилетняя «трагедия» сейчас только начинается.