Система власти в современной России до боли напоминает советскую модель с ее всевластием ЦК КПСС и подчиненной ролью совмина. Период медведевского президентства был в этом некоторым исключением. Но эра вольницы Белого дома закончилась ровно в тот момент, когда 7 мая здание в последний раз в качестве премьера покинул Путин. Поэтому окончательные выводы о структуре новой (или не совсем новой) российской властной команды можно будет делать только после обнародования состава верхушки кремлевской администрации.
Среди членов нового правительства нет, например, могущественного вице-премьера по топливному корпусу Игоря Сечина. Но значит ли это, что ВВП разочаровался в своей многолетней правой руке? Несмотря на все слухи о трениях в отношениях двух политиков, не верю. С нетерпением жду известий о новом месте работы серого кардинала российской политики и только тогда рискну предполагать: лишился ли ТЭК своего могущественного куратора?
Нет в новом правительстве и бывшей руководительницы нашей социальной сферы Татьяны Голиковой. Вместо нее аж три человека — новый вице-премьер, бывший заместитель Собянина в мэрии Москвы Ольга Голодец, и два министра. Но не перейдет ли Голикова на работу в кремлевскую администрацию? И не будет ли она оттуда по-прежнему рулить российской социалкой, как это предполагают многочисленные слухи?
А неокончательные выводы таковы. Как, собственно, и ожидалось, новое правительство — это не столько единая команда, сколько сборная солянка. В новом кабинете есть несколько личных ставленников премьера Медведева: Дворкович, Абызов, Коновалов. При этом надо заметить, что приверженцы бывшего президента занимают в правительстве не самые первостепенные посты.
Да, вице-премьерский сан Дворковича — это, согласно аппаратной табели о рангах, очень даже впечатляюще. Однако, согласно неписаным аппаратным законам, реальный политический вес вице-премьера определяется не его рангом и даже не официальным объемом полномочий. Все решают отношения вице с первыми лицами. И если с Медведевым у Дворковича все замечательно, то с новым старым президентом все не так радужно. Диссидентов ВВП не любит. А высказывания типа тех, которые в прошлом позволял себе Дворкович, по нынешнем временам считаются в коридорах власти недопустимым вольнодумством.
Имеющий с недавних пор репутацию медведевского любимца Михаил Абызов получил новую должность министра по связям с Открытым правительством. При всем почтении к новому титулу звучит он скорее как что-то из сферы пропаганды, а не реальной политики.
По контрасту назначение Владислава Суркова на должность главы аппарата правительства при сохранении поста вице-премьера — это предельно серьезно. Как куратор социалки Сурков был крайне неубедителен. Зато как глава аппарата Белого дома он на своем месте. Задача обладателя этого звания — вовсе не в том, чтобы учить чиновников перебирать бумажки, как думают некоторые. Перебирать бумажки чиновники умеют и сами. Шеф аппарата правительства выполняет ту роль, которую ему в каждом конкретном случае отводит непосредственный начальник. Роль Суркова сродни роли громилы-телохранителя за спиной босса. Если кто-то из российских сановников того или иного ранга начнет вести себя непочтительно по отношению к премьеру Медведеву, он натолкнется на Суркова. И новый шеф правительственного аппарата проедется по обидчику Дмитрия Анатольевича как бульдозер (естественно, за исключением случаев, когда санкцию на «обиду правительства» дал сам ВВП).
Все самые влиятельные должности в правительстве, разумеется, заняты личными креатурами Путина. «Министр мира» Лавров и «министр войны» Сердюков сохранили свои портфели. Соответственно, никаких содержательных изменений в этих ключевых сферах государственной политики не предвидится.
Особняком в кабинете министров стоит новый старый министр финансов Антон Силуанов. Как прекрасно известно всем в элите, это наследник и единомышленник Алексея Кудрина. Это знак того, что, определяя экономическую политику, ВВП по-прежнему намерен прислушиваться к советам и рекомендациям нашего бывшего министра финансов.
Остальные министры собраны по принципу «с миру по нитке». Известно, например, что за назначение талантливого публичного политика, бывшего депутата Думы Владимира Мединского на должность министра культуры всячески агитировал Никита Михалков.
В целом новое правительство — это, конечно, шаг вперед по сравнению с предыдущим составом кабмина. Путин известен своей патологической нелюбовью к кадровым перестановкам. Многие министры оставались на постах еще долго после истечения срока своей полезности. Классический пример — глава МВД Нургалиев. Я готов кричать «слава новому правительству!» хотя бы за то, что его нет в «свежем» составе кабинета.
Но речь идет именно о небольшом шаге, а не о начале новой эры в российской политике. В мае 2012 года в России изменился состав дьяков. А политику в нашей стране, как известно, определяют цари. Так что не будем впадать в эйфорию от вида множества свежих лиц в кабинете министров. Новых нюансов у нас, конечно, впереди будет много. Однако в целом нас ждет повторение уже пройденного.