Зрелище торжественного вступления в должность Президента России поразило меня безудержным ликованием собравшихся. В какой-то момент показалось: это не событие из государственной жизни, а телешоу с массовкой, которая по велению режиссера изображает нужную эмоцию — аплодирует, кричит, машет руками... Позже я поняла, в чем дело, — в отсутствии подлинности переживания. Подумалось: воскресни и явись вдруг на этот праздник Сергий Радонежский, всея Руси чудотворец, ликование было бы меньшим. Царили бы смятение и растерянность: «Как? Кто это?» Несоответствие изображаемой радости, реального свершенного за последние годы и нынешнего тревожного положения дел — есть результат участия мнимой «элиты» и ее обслуги в кампании дезинформации, которая стала нормой государственной политики.
Естественно, любая власть занимается пропагандой — распространением фактов, аргументов, слухов для воздействия на общественное мнение. Это, как говорится, «святое»: «мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем», «батраки и комсомольцы — на трактор!», «враг будет разбит», «и на Марсе будут яблони цвести» и пр. Пропаганда должна, как увеличительное стекло, изменять масштаб событий, мобилизовывать народ на борьбу и труд. Но в основе своей такая манипуляция всегда имеет реальное зерно — на этом, собственно, и строится ее успех.
Будь «Единая Россия» собраньем дружных муз и кандидатов в святые, никогда бы лозунг «партия воров и жуликов» не укоренился в общественном сознании и никакие потуги Госдепа тут бы не помогли.
Другое дело — дезинформация. Ее сердцевина — ложь изначальная, замаскированная правдивыми фактами, как труп покойника дорогой косметикой. Спецслужбисты, обученные приемам «втирать очки» противникам, знают: дезинформация должна включать элементы достоверности — для «отвода глаз».
На телевидении всё заполонили артисты (лицедеи), т.е. люди, играющие чужие роли. Много телепередач, где малоизвестные или непрофессиональные актеры изображают «настоящих» судей, влюбленных, потерпевших и пр. Верховные дезинформаторы нагнетают эту пустую медийную массу совершенно сознательно, потому что в окружении симулякров они чувствуют себя на экране образцами подлинности. Реальные люди на телевидении представлены в двух вариантах:
а) нравственные уроды различных типов — криминал, бытовые истории «от Андрея Малахова»;
б) т.н. «элита» из разряда «лижет в пояс, лижет ниже» (Маяковский бессмертен).
Все остальные типажи присутствуют на ТВ в микроскопических дозах.
Первая задача дезинформаторов — окружить себя плотной стеной из малоумных людей, неспособных разгадать спецслужбистскую игру, и продажной «элиты», заинтересованной только в личном обогащении, пиаре и безопасности. Невиданный разгул коррупции в стране, поразивший в том числе и силовые ведомства, свидетельствует только об одном: дезинформаторы вынуждены расширять свою «социальную базу», чтобы удержать власть, источником которой, как мы можем предположить, является вовсе не многонациональный народ Российской Федерации и даже не победоносный Народный фронт.
Вторая задача дезинформаторов — планомерное выжигание подлинного духовного пространства в стране, уничтожение всего интеллектуально живого, честного и умного. Тут и превращение печатной прессы в унылый пиар властей всех уровней, и многолетнее телевизионное облучалово населения беспробудной пошлостью и непотребными зрелищами, и навязчивое насаждение культуры «целующихся милиционеров» сначала с помощью Михаила Швыдкого, а после трудами Марата Гельмана (последний с энтузиазмом пропагандирует макеты храмов, составленные из клизм).
Дело дошло и до института церкви — и здесь правит бал дезинформация. Только в условиях имитационного госуправления человек, окруженный «троюродными сестрами» и в нимбе из «нанопыли», мог быть «избран» на патриарший престол. Но церковь наша, даже такая слабая, какой она является сегодня, все равно представляет опасность для проповедников лжи — духовная жизнь сама по себе побуждает людей искать правду. Вот почему так важно культивировать в медийном пространстве ее новый образ — собрание алчных мракобесов и сытых дельцов. А что касается последнего оплота информационной свободы — Интернета, то бесконтрольность в нем наиболее выгодна политконструкторам «Дома-2» и прочих порнозрелищ. По статистике, на одного молодого правдоискателя в Сети приходятся десятки тех, кто приходит в Мировую Паутину за поисками сексуальных утех и «дури».
Государственная машина, построенная на тотальной дезинформации, ставит нормальных, все понимающих людей в безвыходное положение: служить такому механизму — значит в большей или меньшей степени способствовать уничтожению страны. Все равно что содействовать выращиванию раковых клеток.
Что ж, для наиболее прозорливых дезинформаторы охотно открывают калитку: скатертью дорожка! Страна, заполоненная гастарбайтерами, выпихивает лучшие интеллектуальные силы за границу, а официальная информационная политика ненавязчиво живописует прелести иностранного жития: правовой комфорт, социальная защита, любимая работа... Тем, кто правит нами здесь, не нужны умные конкуренты ни в одной области, потому что имитация захватила образование и науку, медицину и оборонку, авиацию и космос, культуру и правосудие.
Эмиграция — мировоззренческий соблазн для национальной интеллигенции. Жизнь одна, и прожить ее надо так, чтобы не растерять данные от природы интеллектуальные дары. В обмен на самореализацию за рубежом от умного человека требуются сущие пустяки — смириться с тем, что Россия медленно, но верно освобождается от думающего населения, от высокотехнологичных производств и культурных традиций. И эту «зачистку», пожалуй, острее всего чувствуют дети. Потому в нашей богатой (судя по убранству кремлевских залов) и счастливой (гости-то как ликовали!) стране подростки прыгают с крыш и лезут в петлю, травятся и режут вены. Россия — мировой лидер по молодежным и детским суицидам. С чего бы? У нас же замечательный духовный климат, социальное государство (по Конституции) и вообще «всё для блага человека»! Да просто рай земной, если судить по новостным телепередачам.
Что же делать? Читать вечерами биографию Махатмы Ганди, а по утрам почаще вспоминать майора Сергея Солнечникова. Что дороже денег? Жизнь. А что дороже собственной жизни? Неужели чужие дети, мальчишки-солдаты, которых нужно спасти от взрыва?! Да, не каждый из нас способен на подвиг. Но каждый нормальный человек должен знать и понимать разницу между настоящим и мнимым, между героем и подлецом.
Борьба с дезинформацией — прежде всего духовная работа. Интеллигенция обязана говорить людям правду. Не надо бояться. Говорить правду — это не гранату собою накрыть. Говорить правду — это норма для хорошо воспитанного человека, не более.