Проблема отсутствия двустороннего соглашения между Россией и США о передаче заключенных друг другу стоит уже давно. Тем не менее имеются случаи передачи осужденных в Штатах граждан государствам, с которыми договора нет. В частности, в 2008 году суд Южного округа Нью-Йорка разрешил экстрадицию в Россию экс-председателя консультативного комитета по административным и бюджетным вопросам Генассамблеи ООН Владимира Кузнецова. В 2007 году его признали виновным в отмывании денег и приговорили к четырем годам и трем месяцам тюрьмы, однако остаток срока разрешили отбывать в России. На родине Кузнецов вышел на свободу досрочно. США же в свое время также экстрадировали грузинского дипломата Георгия Махарадзе, сбившего
Можно, конечно, вспомнить и экстрадицию россиян, обвиняемых в убийстве Зелимхана Яндарбиева из Катара, с которым двустороннее соглашение также не подписано. Тем не менее этот случай не показателен, считает Юрий Кобаладзе, бывший пресс-атташе Службы внешней разведки РФ. «Дело Виктора Бута отличается от других, и его не могут просто взять и передать России, как, например, было в случае с осужденными в Катаре за убийство Зелимхана Яндарбиева, — сказал он „МК“. — Тут нельзя просто позвонить и сказать: „Обама, друг, отпусти Бута“. В Катаре нет такой выверенной, сбалансированной судебной системы, там все может решаться по звонку. А в Штатах — независимая судебная система, сравнивать которую с катарской нельзя».
Возможность досрочного освобождения репатриированного заключенного обсуждается заранее. Поэтому, даже если предположить, что США примут запрос от России и разрешат экстрадировать Бута, обязательным условием этого с американской стороны может стать полное отбывание наказания.
На основании чего же возможна передача преступника одним государством другому, если нет двустороннего соглашения?
«Что касается закона, то есть два пути возвращения Виктора Бута на родину, — заявил „МК“ Виктор Буробин, бывший адвокат россиянина. — Первый — помилование лично президентом Бараком Обамой. Как, например, восемь лет назад президент Путин помиловал осужденного у нас американского шпиона Поупа, и он благополучно своими ногами отправился к себе в Штаты. Этот путь ведет к тому, что осужденного может помиловать глава государства, он отправляется домой и там не отбывает заключение. Другой путь — когда осужденного выдают стране, гражданином которой он является, и он отбывает свое наказание там. Оба пути могут быть реализованы на основании конвенции „О передаче осужденных“ Совета Европы от 1983 года. Американцы присоединились к ней в 1985 году, а Россия — в
Тем не менее при ближайшем рассмотрении текста Международной конвенции о передаче осужденных лиц «МК» обнаружил ряд спорных моментов. В частности, как говорится в документе, «передача может иметь место только при следующих обстоятельствах», в числе которых, например, такое: «противоправные действия или бездействие, послужившие причиной осуждения, должны являться уголовным правонарушением с точки зрения уголовного законодательства государства, исполняющего приговор, или могли бы содержать состав преступления, если имели место на его территории». Проще говоря, любое из четырех обвинений, предъявленных Буту, должно быть наказуемым с точки зрения УК РФ. Как в таком случае рассматривать статьи о сговоре «с целью убийства американских граждан» и «убийства лиц, находящихся на госслужбе США» — не совсем понятно.