Формировать новый кабинет министров России буду я, президент, и только я один. А премьер-министр может в это время погулять в лесочке, попить чайку, узнать мнение нашего общего иностранного друга Барака, а потом снова «передать его Владимиру».
Примерно так в переводе на общепонятный человеческий язык, видимо, стоит понимать сухие строки официального заявления: ввиду своей занятости формированием правительства президент Путин отправляет на саммит лидеров G8 премьера Медведева.
В начале президентства Медведева многие замечали: Путину просто физически тяжело вновь оказаться в роли второго лица страны. То, что происходит сейчас, — это для Путина своеобразная психологическая компенсация за перенесенные в недавнем прошлом моральные неудобства. ВВП получил наконец возможность расправить плечи. Сейчас он делает не то, что должен, а то, что ему хочется.
Не собираюсь изображать из себя доктора Фрейда. Но я твердо убежден: отправляя Медведева в Штаты, Путин получает двойное, если не тройное удовольствие.
Удовольствие первое. ВВП высказывает свое «фи» западным лидерам, которые пытались его поддеть с помощью протокольных уловок. Новому избранному президенту Франции Франсуа Олланду Барак Обама позвонил уже 7 мая. Время для звонка новому президенту России у Обамы нашлось лишь 9 мая. Ах так? Но тогда идите вы куда подальше со своим Кэмп-Дэвидом. Увидимся чуть позже: когда вы смиритесь с мыслью, что судьбу России отныне определяю я, я и снова я.
Удовольствие второе. Представьте, какой «кайф» будет ловить в загородной резиденции американского президента почтенный Дмитрий Анатольевич. Людей, которые там соберутся, Медведев привык с протокольной точки зрения воспринимать как равных себе. И вот теперь он к ним приедет как политик на ранг ниже, как официальный заместитель человека, которого он еще недавно публично поправлял по ливийскому вопросу. И это Медведев — лидер, который исключительно болезненно реагирует на малейшее выражение непочтения в свой адрес!
Удовольствие третье. С чисто человеческой точки зрения сейчас ВВП гораздо приятнее общаться со своими восторженными поклонниками на «Уралвагонзаводе». Они в отличие от западных лидеров точно не будут допекать его жалобами на «нарушения прав человека» до, в течение и после инаугурации.
Короче, пока у Владимира Владимировича сплошной поток удовольствий. Инаугурацию красивую сделали? Сделали. Показали этим паршивым интеллигентам с бороденками и в касках, где раки зимуют? Показали. Теперь вот партнера по тандему поставили на место. Что еще надо для полного счастья? Жизнь удалась!
Удалась-то она удалась, но только не совсем и не для всех. В первый день после минувших «праздников» рубль довольно прилично упал к доллару. И я, не будучи экономистом, почему-то совсем этому не удивился. То, что происходило в столице нашей Родины в «праздничные дни» не может не иметь долгосрочных негативных последствий для страны. И то, что мы этих последствий пока не ощущаем, объясняется только одним. Главное и важное хорошо видится издалека. А мы по времени пока еще слишком близко к «инаугурационным торжествам».
В четверг Дмитрий Медведев как ни в чем не бывало выступил с очередной серией «демократических» инициатив. Наш новый премьер предложил назначать чиновников по конкурсу. Еще он заявил, что в общественные советы при ведомствах должны войти «неудобные пассажиры — неудобные, но все-таки конструктивные люди».
Еще десять дней назад такие медведевские инициативы вызвали бы у меня как минимум сочувственную улыбку. Мол, как бы там ни было, а человек старается! Но сейчас такие призывы из уст теперь уже бывшего президента вызывают у меня лишь глухое раздражение.
В общественно-политической атмосфере страны изменилось что-то крайне важное. Эта атмосфера стала более ожесточенной и конфронтационной, менее стабильной и оптимистичной. В глубинах сознания у людей вновь поселился страх: что же будет дальше?
И заметьте: все это происходит на фоне сравнительного благополучия в мировой экономике и высоких цен на нефть. А ведь Кудриным, да и не только Кудриным, прогнозируется новый масштабный мировой экономический кризис уже через год-полтора. Что тогда будет происходить с российской политической жизнью? Хватит ли омоновцев на всех «вшивых интеллигентов с бороденкой» и прочих недовольных? Быть может, прогуляться по лесочку и хорошо подумать стоит не только одному Дмитрию Медведеву?