Сейчас на территории Сирии работает немногим больше 20 наблюдателей, отправленных туда в рамках выполнения одного из шести пунктов так называемого «плана Аннана».
Уже во время их пребывания в Сирии страну сотрясли несколько терактов. Оппозиция назвала это провокациями режима, власти — действиями оппозиции. А международная правозащитная организация Human Rights Watch обнародовала доклад, в котором сообщается о случаях арестов, пыток и казней гражданских лиц военными и полицией Сирии.
В таких условиях увеличение числа наблюдателей даже более чем в 10 раз пользу едва ли принесет, уверен член Сирийского национального совета (СНС) д-р Махмуд аль-Хамза.
«Они там ничего не видят, — поделился он своими мыслями с „МК“. — В тех районах, где нет наблюдателей, продолжают убивать мирных сирийцев. В одном районе наблюдатели есть — там, возможно, и спокойно. А в другом — взрывы и выстрелы».
Впрочем, взрывы и выстрелы отнюдь не дело сирийских властей, рассказывает «МК» по телефону из Сирии корреспондент Абхазского новостного сетевого агентства Марат Мусин. По его словам, нападения и взрывы в Сирии осуществляются террористами, в том числе из Турции и Ливии. Поддержка же «оппозиционных» настроений среди сирийцев мала: «Есть группы небольшие, они выходят на улицы, бьют витрины, распугивают людей, но никто их не хватает, по ним огонь не открывают». Одновременно идет и информационная война, подчеркивает Марат Мусин, когда нападение турецких боевиков на сирийских военных и полицейских преподносится совсем наоборот.
Не ставит под вопрос наличие в Сирии террористов и российский МИД. «В Москве решительно осуждают новые вылазки террористов и обращают внимание, что ими, по сути дела, развернута масштабная кампания по дестабилизации обстановки и срыву плана спецпосланника ООН и ЛАГ по Сирии Кофи Аннана. Серия последних взрывов была явно приурочена к прибытию в Дамаск в рамках реализации этого плана только что назначенного главы мониторинговой миссии ООН норвежского генерала Роберта Муда», — говорится в сообщении внешнеполитического ведомства.
Оппозиция же настаивает на том, что искренне поддерживает план Аннана и срывать его не хочет. А вот сирийский президент тянет время, уверен д-р аль-Хамза. Большую роль, по его мнению, играет в этом и российская сторона. «Поддержка России очень важна для Асада, поэтому хотелось бы, чтобы Москва заняла нейтральную позицию», — говорит он.
Чтобы план Аннана можно было выполнять, нужно гораздо больше чем 300 наблюдателей, полагают в СНС. Но и тогда вероятность дипломатического решения конфликта мала, ведь кредит доверия к сирийской власти уже исчерпан. А потому вопрос о возможной военной интервенции нельзя считать закрытым.