Город чиновников по-малайзийски

«МК» побывал там, где управленцев уже отправили на выселки

Пока в России проект переезда чиновников на стадии обсуждения, «МК» побывал там, где подобная идея недавно была реализована: в новом административном центре Малайзии — Путраджайе.

«МК» побывал там, где управленцев уже отправили на выселки
Премьер-министр Малайзии может добраться от рабочей резиденции до жилой на лодке по искусственному озеру.

Сегодняшнюю Малайзию называют одним из новых азиатских тигров, то есть стран с бурно развивающейся экономикой, основанной не на природных ресурсах, а на производстве электронных компонентов. За почти 55 лет с момента обретения независимости страна превратилась из сырьевого придатка бывшей метрополии — Великобритании — в одну из самых богатых стран региона. Бурный экономический подъем начался в Малайзии в 80–90-е годы. Увеличивалось население столицы — Куала-Лумпура, и город решено было разгрузить, «выселив» оттуда федеральных чиновников и обслуживающий их персонал. К тому же власти рассудили, что освободившиеся после переезда здания в престижных районах столицы можно будет выгодно сдавать. Еще одна идея заключалась в том, чтобы собрать правительственные офисы в непосредственной близости друг от друга: раньше они были разбросаны по всему Куала-Лумпуру, что затрудняло рабочие контакты.

Город малайзийских чиновников Путраджайя находится в 25 километрах от официальной столицы. Добраться сюда можно по скоростному шоссе или на поезде вроде нашего аэроэкспресса: Путраджайю построили как раз между международным аэропортом и Куала-Лумпуром. Первое впечатление от Путраджайи — как пусто! Ни столичных толп в транспорте, ни туристов — рай для мизантропов и уставших от суеты людей. Утром и вечером на улицах Путраджайи еще можно заметить небольшое автомобильное движение и некоторых чиновников, спешащих на службу или домой. Но днем, когда все они на работе, город вымирает, и увидеть скопление людей можно только в местной мечети во время намаза — мусульманской молитвы, на которую прерываются чиновники во время рабочего дня (ислам — государственная религия Малайзии).

Кроме того, что на центральных улицах Путраджайи безлюдно, там также нет привычных магазинов, кафе, ресторанов, даже воды купить негде (а при стабильной температуре около +30 круглый год это действительно проблема).

Но все недостатки скрашивает оригинальная архитектура. Центр Путраджайи — это широкий бульвар. Он протянулся рядом с живописным искусственным озером, по которому редкие туристы катаются на катерах или лодках, стилизованных под малайские национальные «прау». Бульвар упирается в массивное здание, которое россиянам напоминает сталинский стиль. Это рабочая резиденция премьер-министра. Жилая — расположена на противоположном берегу озера. Глава правительства Малайзии может добраться после рабочего дня домой на плавсредстве, такой путь также был предусмотрен при проектировании Путраджайи, но служба безопасности все-таки предпочитает доставлять шефа из одной резиденции в другую более традиционным способом — на автомобиле.

В Путраджайе нет привычных для столицы толп народа и пробок.

Жилые кварталы состоят из новеньких симпатичных многоэтажек. В таких живут чиновники низшего звена, их начальникам государство выделило отдельные коттеджи, по российским меркам, правда, далеко не роскошные. Роскошным нельзя назвать и автопарк малайзийских чиновников: в основном это легковушки южнокорейского, японского и собственного производства. Последних на парковках возле правительственных зданий особенно много. Впрочем, дело здесь не в скромности или патриотизме малайзийских чиновников: на отечественные «Протоны» их пересадил экс-премьер-министр Махатхир Мохамад. К тому же сейчас в Малайзии разворачивается крупная показательная кампания по борьбе с коррупцией.

— Строительство Путраджайи началось в 95-м году, при позапрошлом премьер-министре Махатхире Мохамаде, который руководил страной больше 20 лет, — рассказывает Мохамад Зайни Мохамад Мухтар, глава отдела дизайн-менеджмента и проектирования Путраджайи. — Город возводили, что называется, с нуля. Там, где сейчас вы видите министерства и жилые кварталы, еще 17 лет назад были плантации масличных пальм. Впрочем, мы не хотели, чтобы город выглядел как каменные джунгли — парки и зеленые «островки» занимают 40 процентов его территории.

При выборе места для строительства административного центра учли близость к аэропорту. Кроме того, Путраджайя находится по соседству с другим молодым городом — Киберджайей (что-то вроде нашего Сколкова). Пример использования высоких технологий мы наблюдали в главной мечети Путраджайи: надпись на одной из ее колонн гласила, что там есть бесплатный вай-фай.

Когда речь заходит о подобных проектах, одним из первых встает финансовый вопрос. Ведь такие затраты едва ли можно окупить в обозримом будущем. По словам Мохамада Зайни, возведение города стоило порядка 5 миллиардов долларов.

Одной из статей расходов стал выкуп земли: территория, на которой был построен новый административный центр Малайзии, раньше принадлежала штату Селангор. По соглашению, заключенному правительством с раджой Селангора, последнему полагалось 200 миллионов малайзийских ринггит (по курсу того времени — порядка 52 миллионов долларов) плюс ежегодные выплаты по 7,5 миллиона ринггит в течение неопределенного срока. К тому же в знак признательности в Путраджайе ему построили резиденцию.

Для строительства «города чиновников» была создана акционерная компания, отвечающая за возведение правительственных зданий, жилья, инфраструктуры (в том числе больниц, школ, магазинов). Прибыль планировалось получать от сдачи в аренду правительству офисов и жилья для сотрудников, продажи и сдачи в аренду коммерческого жилья.

— В Путраджайе продолжается строительство, и в будущем мы планируем создать здесь еще и коммерческий центр, — подводит итоги Мохамад Зайни, правда, тут же признает, что эта идея пока в зачаточном состоянии.

Несмотря на быстрые темпы строительства, красивые виды и впечатляющие монументальные строения, в самой Малайзии создание административного центра многие считают провальным проектом. Путраджайю часто называют «мертвым городом». И действительно, несмотря на многообещающую концепцию «идеального места, откуда никому не захочется уезжать», привлекательным для жителей он пока не стал. Его население сейчас составляет 72 тысячи человек. А ведь по плану еще к 2010 году эта цифра должна была быть почти в 5 раз больше. В новом административном центре практически нет возможностей хорошо проводить время, и у многих создается ощущение, что они живут на работе.

Свою административную функцию город пока тоже выполняет не в полной мере: часть правительственных офисов все-таки еще остается в столице. Со строительной точки зрения тоже не все гладко: несмотря на новизну, некоторым зданиям, а также центральному бульвару уже потребовался ремонт. Путраджайя — один из тех проектов, за которые Махатхира обвиняли в гигантомании, напоминая, что вложенные в него силы и средства можно было бы употребить на более насущные цели.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру