Кроме возрастного ценза (30 лет) вводится запрет выдвигаться для «осужденных когда-либо за совершение тяжких или особо тяжких преступлений». Факт погашения судимости значения здесь не имеет.
Разрешать участвовать в выборах самовыдвиженцам или нет — законопроект отдает на усмотрение регионов. Если учесть, что заксобрания почти повсеместно плотно контролируются единороссами, можно не сомневаться: их усмотрение будет соответствовать негласно выраженной центром воле.
Теперь переходим к самому интересному — муниципальному фильтру. Поправка на эту тему официально внесена от имени Ульяновского заксобрания, но в понедельник членам комитета предложили ее отредактированную версию.
Итак, кандидату в губернаторы потребуется собрать в свою поддержку подписи от 5 до 10% депутатов представительных органов муниципальных образований или мэров региона, представляющих 3/4 районов или округов (сколько именно — решат сами регионы). Так как подписываться можно только в поддержку одного кандидата, нетрудно посчитать, что максимальное число кандидатов в губернаторы не превысит 20 человек. «У нас в Курской области 511 МО, 3631 депутат, значит, могут потребовать собрать подписи 363 депутатов, причем нотариально заверенные. Как вы себе это представляете?» — спросил Сергей Иванов (ЛДПР). Не очень понимают, как на практике будет выглядеть сбор подписей муниципалов, и некоторые единороссы. Рамазан Абдулатипов, например, высказал опасение, что в условиях Дагестана и других национальных республик эта норма может привести к тому, «что у каждой национальности будет свой кандидат». Кстати, при сборе подписей на выборах в Госдуму или президента гражданин может ставить подписи за несколько списков или кандидатов, и от сборщиков не требуется нотариально заверять каждую подпись — заверяются только подписные листы...
Отзыв подписи в поддержку кандидата в губернаторы не допускается. Избирком будет подписи проверять и вправе признать их недостоверными (это заверенные-то нотариусом!!!). Но сначала опросит того, кто поставил подпись. Доказательством того, что муниципал действительно подписался, может считаться его письмо в избирком. Его, конечно, можно поручить отвезти в областной центр помощнику или кому-то еще, но тогда подпись на письме придется еще раз заверять у нотариуса!
А еще списки подписантов будут опубликованы в региональной прессе и на избиркомовском сайте — с указанием, в чью поддержку они высказались. Интересно, много ли найдется желающих участвовать в подобного рода мероприятии и тем более подписываться в поддержку оппозиционного кандидата?
Есть и еще ограничение: в течение 2 лет нельзя участвовать в выборах глав регионов тем губернаторам, кто был отстранен президентом в связи с утратой доверия. И нельзя баллотироваться сразу тем, кто отсидел в кресле главы региона два срок подряд: придется пропустить один срок.
Президентский фильтр прописан предельно мутно: глава государства сможет по своему желанию вызывать на консультации представителей партий, выдвигающих кандидата, или самовыдвиженцев . Порядок проведения консультаций он сам определит своим указом. Никаких последствий консультаций законопроект не предполагает, но, как верно подметил Геннадий Кулик («ЕР»), «сам факт показа по телевидению встречи президента с одним из кандидатов может быть использован в качестве рекламы».
В качестве уступки оппозиции в законопроекте предусмотрят возможность проведения второго тура — если в первом ни один кандидат не наберет больше 50% голосов.
Закон вступит в силу с 1 июня, до 1 июля регионы должны привести свое законодательство в соответствие с ним. Первые выборы по новым правилам пройдут в октябре 2012 года.
«Сказали бы честно, что делаете закон под себя», — добавил в конце обсуждения коммунист Вадим Соловьев, обращаясь к единороссам.