«Нам была подтверждена приверженность сирийского руководства всем своим обязательствам и была предоставлена информация о начале выполнения сирийским руководством положений плана, касающихся использования армии и тяжелой техники в городах», — заявил глава российской дипломатии Сергей Лавров после переговоров. Впрочем, от оппозиции из Сирии никакой информации, подтверждающей эти слова, не поступало. Ранее, напомним, правительство страны запросило у оппозиционеров письменных гарантий прекращения боевых действий, которые те давать отказались.
Своей точкой зрения на нынешнюю ситуацию в Сирии поделился с «МК» президент Института Ближнего Востока Евгений САТАНОВСКИЙ:
— Сирийский режим действительно готов пойти на мирное урегулирование конфликта. Асад запросил простую вещь — письменное подтверждение от лидеров боевиков, что они прекращают бои. Кроме того, он запросил (что вполне логично) от Саудовской Аравии, Катара и Турции подтверждения того, что они прекращают финансирование и снабжение вооружением оппозиции и подкачку туда боевиков. Катар, в частности, это делает из Ливии непрерывно; сейчас группы боевиков концентрируются на турецкой территории. Оппозиция же сразу отказалась. Я не очень понимаю, почему в данной ситуации Дамаск не должен делать того же, что в рамках своей гражданской войны делал Вашингтон, и чем президент Асад отличается сейчас от президента Линкольна. Тем, что во времена последнего не было «Твиттера», «Фейсбука» и ООН? Ну так Линкольн у себя в войне положил более 600 тысяч человек. И пока войну не выиграл, северяне дрались как львы. При том, что их войну никто не подкачивал извне. В нынешней ситуации понятно, что план Аннана не имел никаких шансов на реализацию. Собственно говоря, ни одна из инициатив Кофи Аннана за последние 20 лет не реализовалась: на его плечах — геноцид в Руанде, срыв референдума по Западной Сахаре, срыв референдума по объединению Кипра. Если человек лузер, то почему он в данном случае должен эту традицию прервать? Сейчас же Сирию ждет гражданская война, проигравшего в которой просто линчуют. И для Асада в данном случае очень показателен пример Каддафи. Что касается визита главы МИДа Сирии, то речь, скорее всего, идет о предоставлении российским властям некой объективной информации о происходящем в тех местах, где сейчас идут бои. Ведь уже был прецедент, когда Асад вывел войска из Хамы, Хомса и Алеппо — и немедленно в суннитских кварталах этих городов возникли анклавы, захваченные исламистами, и начались очень тяжелые бои. Это как первая чеченская война: выводите войска, после чего люди перегруппируются, укрепляют свои позиции. Вот этого Асад сейчас не хочет — один раз он на эти грабли уже наступил.
МЕЖДУ ТЕМ Как заявил Сергей Лавров, Россия готова направить своих представителей в миссию наблюдателей ООН в Сирии. «К России, как и ряду других стран, Секретариат ООН адресовал просьбу о согласии направления в миссию по наблюдению за прекращением огня своих граждан из числа служащих контингента на Голанских высотах, — отметил глава внешнеполитического ведомства. — И мы дали на это согласие, рассчитывая, что и все остальные, к кому секретариат обратился, поступят так же и быстро».