Ситуация с инвестклиматом в России по-прежнему оставляет желать лучшего, и предлагаемые меры не всегда дают эффект, признал, открывая заседание, Дмитрий Медведев. Это заметили и граждане, подтвердил ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев. По данным опроса Фонда общественного мнения, россияне в наибольшей степени недовольны уровнем конкуренции в сфере ЖКХ, в медицине и на рынке труда. А вот в торговле, СМИ и на рынке мобильной связи «соперничества» «хватает» почти всем респондентам. Между тем 18% опрошенных, как ни парадоксально, считают, что конкуренция приносит больше вреда, чем пользы. «На этом можно было бы точку и поставить», — улыбнулся Медведев.
Но это, конечно, было шуткой: собеседники перешли к обсуждению причин «упадка» конкуренции. Мешает растущая госсобственность, вынес первый приговор президент ММВБ-РТС Рубен Аганбегян. Госкомпании из топ-10 занимают 62% в российской экономике, доказывал он. При этом доля в ВВП среднего и малого бизнеса — около 20% (в то время как, например, в Норвегии — свыше 70%).
Медведеву пришлось объяснять, почему процесс «распродажи» госимущества тормозится: «Мешает поток лоббистов, которые уверяют, что не время приватизировать. Например, говорят: «Давайте этот завод пока не будем трогать».
В связи с этим ДАМ обратился к правительству, которое сам вскоре, по всей видимости, и возглавит: «Надо набраться мужества и провести приватизацию в полном объеме!»
Эксперты, не слишком полагаясь на «мужество» правительства, представили меры, которые могли бы остановить расширение госсектора в экономике. Главная из них — запрет для госкомпаний на приобретение частных активов. «Госкомпании много покупают, часто немотивированно», — согласился ДАМ. Впрочем, лучше не запрещать, считает он, а требовать от госкомпаний согласования покупки частных активов с правительством.
Вторую меру от «открытого правительства» — заставить госкомпании распродать непрофильные активы — он поддержал полностью. Понравилась Медведеву и третья идея — преобразовать унитарные предприятия в акционерные общества.
Эксперты особо настаивали на «изгнании» из советов директоров госкомпаний чиновников. «Независимые директора должны полностью заместить госслужащих, — полностью поддержал ДАМ. — Мы добились того, что министры и помощники президента в них не заседают. Но остались замы министров».
От госкомпаний наконец перешли к населению. «Необходимо передать функции по обслуживанию граждан в коммерческий и некоммерческий сектора, — прозвучало предложение. — Результатом будет не только экономия госбюджета, но и рост качества услуг». Медведев был «за»: «Дело хорошее».
Добро также было дано на отмену для предпринимателей тройного бухгалтерского учета.
Впрочем, никакие меры не помогут, если бизнесом по-прежнему будет заниматься небезопасно. «Неслучайно 17% предпринимателей готовы уехать за границу, еще 50% не исключают этого будущего», — поведал советник президента, вице-президент «Деловой России» Андрей Назаров. Причина банальна — правовая незащищенность.
У экспертов, конечно, нашлись на этот счет предложения. К осужденным по статье «мошенничество», которая используется как «расправа для бизнеса», предлагается вместо «посадок» активнее применять залог и домашний арест. ДАМ поддержал — при этом осужденных в первый раз он согласен не лишать свободы вообще (при условии возмещения ущерба).
Медведев не исключил и амнистию «экономических» заключенных, каждый из которых обходится казне в 17 тыс. рублей. А общая сумма недополученных налогов — 254 млрд. рублей. Возможность амнистии должна «обдумать» Госдума, сказал он. В обществе эта мера непопулярна, признал ДАМ: «Люди боятся «холодного лета