Как и следовало ожидать, в Сирии приступать к выполнению мирного плана «низы не могут, верхи не хотят». Точнее, «не хотят» обе стороны: и оппозиция, и правительство. Прекращение насилия — чего требовал спецпосланник ООН и ЛАГ Кофи Аннан к 10 апреля — не случилось. В стране по-прежнему гибнут люди. Повстанческая Сирийская свободная армия складывать оружие отказывается, пока правительственные войска не будут выведены из городов. Власть же в свою очередь требует от оппозиции письменных гарантий прекращения огня. Которые та давать не собирается.
Впрочем, Кофи Аннан дал Сирии еще 48 часов после истечения срока на прекращение насилия. Но, несмотря на это, уже очевидно, что его так называемый план провалился. Следующие за
Однако был ли шанс у предложенных экс-генсеком ООН шести пунктов вывода Сирии из кризиса, главным из которых был вывод войск из населенных пунктов?
С самого начала оппозиция требовала ухода президента Асада. И это — внимание! — было требованием первоочередным. Однако Аннан сознательно не включил этот пункт в свой план, чем сразу спровоцировал скептическое отношение своих соратников по ООН. Теперь же, к бабке не ходи, мировое сообщество надавит на сирийский режим по полной.
И будут в отличие от ситуации еще даже двухмесячной давности иметь при себе козырь. Вот, мол, Асаду предлагали мирно решить ситуацию, а он отказался. Стало быть, надо усилить на него давление. Как ранее заявлял «МК» член оппозиционного Сирийского национального совета д-р Махмуд аль-Хамза, «в случае провала миссии Кофи Аннана последствия будут очень серьезными, начнут вырабатываться какие-то дополнительные меры». Что это за меры — угадать несложно. Пресловутый «ливийский сценарий» — пусть и слегка видоизмененный — со всеми вытекающими. В частности, со свержением действующего режима.
Упрямство оппозиции понять можно. Противники Асада вполне обоснованно боятся, что, сложив оружие, попадут в западню. Кроме того, не стоит забывать, что еще до визита спецпосланника ООН в Дамаск оппозиция всерьез рассматривала вариант иностранной военной интервенции. Так что, «срывая» со своей стороны план Аннана, они лишь приближают то, на что и так давно согласны.
Что касается Башара Асада, то для него, очевидно, согласие с предложенными эмиссаром ООН мерами было лишь шансом потянуть время. Да к тому же и он имеет все основания не доверять непримиримой оппозиции, которой протяни палец — всю руку оттяпает.
В целом же все это напоминает старую юмореску о старушке, которая боится, что при переходе дороги ее задавит грузовик, и водителе грузовика, опасающемся, что дама бросится ему под колеса, как только он тронется. Именно таким образом сейчас ведут себя оппозиция и власть в Сирии. Будто бы забывая, что двигаться рано или поздно придется.
Стоит ли сомневаться, что двое суток, которые Аннан «добавил» к крайнему сроку, делу не помогут. Если за неделю к согласию не удалось прийти, с чего бы достичь его за 48 часов.