Борис Немцов, Владимир Рыжков, Сергей Удальцов, присутствовавшие на встрече Медведева с оппозицией в феврале, от визита к президенту на этот раз отказались, услышав от него же, что новая встреча будет символической. То, что диалога не будет, стало ясно сразу при входе в торжественный Екатерининский зал Кремля (здесь обычно проходят церемонии вручения госнаград): медведевская трибуна для выступления стояла отдельно, а перед ней, на расстоянии, на стульчиках расположились будущие звезды политического олимпа. И первый замглавы Администрации Президента Вячеслав Володин. Который, впрочем, тоже явно был не расположен к диалогу.
Зато к диалогу рвались некоторые партийцы. Лидер «Пираццкой партии» и самый молодой участник встречи
Медведев, заметивший в зале и «политических тяжеловесов, которые многое отдали на ниве политической борьбы» и «совсем новые лица», обещал собравшимся, что «наша политическая система будет развиваться безотносительно того, кто на каких должностях находится». «Чтобы роль партии была полноценной, я планирую внести еще целый ряд изменений, в частности планируется дополнить федеральный закон „Об основных гарантиях избирательных прав“ правом на участие в референдуме, нормой, которая предоставляет политическим партиям право отзывать своих членов избиркомов по предложениям этих партий», — добавил глава государства.
Партийцев он предупредил, что партстроительство — «не самоцель, а инструмент» и партии должны стать «институтами, которые помогут гражданам участвовать в формировании власти, а гражданам — контролировать эту власть». А Минюсту рекомендовал «несколько изменить свои позиции»: «Он должен восприниматься не как заградотряд — по выражению участников прошлой встречи, — а как фильтр для того, чтобы устранять недочеты».
На этом общение президента с представителями политических новообразований и закончилось, с обещанием свидеться еще. «Политические тяжеловесы» в лице бывшего спикера Госдумы и лидера «Партии возрождения России» Геннадия Селезнева, сопредседателя «Альянса Зеленых» Олега Митволя и сопредседателя «Российского общенародного союза» Сергея Бабурина торжественно выплыли к камерам, чтобы сообщить о новом политическом устройстве в свете подписанного закона. Бабурин рекомендовал не бояться, что из-за упрощенных условий регистрации избирательный бюллетень станет рулоном: «Избиратель разберется. Большой список будет только на первых выборах, потом уменьшится». Судя по спокойным лицам, «тяжеловесы» были уверены — не за счет их партий.
Новички тоже очень хотели общаться с журналистами, но камеры незнакомые лица не жаловали. Привлекал разве что Василий Бойко-Великий, глава «Народного движения «Святая Русь». И то благодаря шитым сапогам, кителю с золотым позументом и орденом Сергия Радонежского III степени на нем. Он высказывался в том духе, что его партийность — это миссия (злые языки, правда, поговаривали, что этот дух на него снизошел после ареста в 2007 году за мошенничество при скупке земель в Подмосковье). После слухов о том, что он велел сотрудникам его предприятий до октября прошлого года поголовно обвенчаться и не делать абортов, надо думать, миссия не единственная.
Павел Рассудов, несмотря на пиратский галстук, в толпе было затерялся. Но нашелся и сообщил «МК», что он — «за прямую электронную демократию» и что на создание и существование партии денег не надо. «Мы 1 апреля провели первый съезд онлайн, бюджет — всего 50 долларов!» — рассуждал сетевой «пират».
— Это политический идеалист! — вмешался в беседу председатель «Партии социальной защиты» Владимир Пономаренко. — У вас черный флаг такой, потому что черная партия — черная жизнь!
— Пираты — это романтики! «Пиратов Карибского моря» смотрели?
Так «МК» еще до выборов стал свидетелем политических дебатов в новом формате. Как говорил Владимир Путин (правда, про другой выборный цикл): «Вам понравится. Будете довольны».