— В последнее время для защиты интересов детей в России сделано многое, — заявила, открывая слушания, глава Совета Федерации Валентина Матвиенко. — Однако, положа руку на сердце, надо признать: проблемы растут быстрее, чем способы их решения.
А ситуация, судя по данным, собранным палатой, лишь усугубляется.
Численность детей в стране сокращается на 3% ежегодно. На 4,5% в год растет их заболеваемость: число детей-инвалидов у нас превысило полмиллиона. Более 700 тыс. несовершеннолетних остались без попечения взрослых — больше, чем во время войны. Количество нарушений прав детей с 2007 по 2011 год выросло на 35%. Распространение педофилии зашкаливает: в некоторых регионах за последние годы она возросла в
— Невозможно найти рациональное объяснение: почему национальная стратегия защиты интересов детей была отложена в столь долгий ящик, — заявила председатель комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информполитике Зинаида Драгункина. — Однако теперь время настало. А средства на реализацию плана правительство должно изыскать в бюджете.
Продвижение интересов детей на государственном уровне, согласно представленному в Совете Федерации проекту концепции, пойдет по шести стратегическим направлениям: семейная политика; доступное и качественное образование; здравоохранение и здоровый образ жизни; равные возможности для уязвимых групп детей; дружественное ребенку правосудие; и впервые в России — участие самих детей в решении затрагивающих их вопросов. Не позже мая документ должен попасть к Президенту России, чтобы тот утвердил его указом к Международному дню защиты детей 1 июня. Однако интрига кроется в другом.
В Совете Европы, как дала понять зам. генерального секретаря Совета Европы Мод де Бур-Букиккио, надеются, что Россия скопирует европейский опыт защиты интересов детей. Например, вслед за 32 странами мира, включая 22 членов ЕС, запретит телесные наказания детей на законодательном уровне. Или введет у себя европейскую программу «Каждый пятый», где смешной человечек Кико учит детей не поддаваться на уловки педофилов: «отличать хорошие прикосновения и секреты от плохих, а также просит их назвать трех человек, к которым он может обратиться, если с ним произойдет что-то плохое». Кстати сказать, признала госпожа Бур-Букиккио, европейцы знают, о чем говорят, ибо имеют колоссальный негативный опыт насилия над детьми: жертвами сексуального насилия там являются 20% детей (отсюда и название программы «Каждый пятый»).
Российские участники дискуссии предложение не оценили: «Нашим детям непонятен зеленый бесполый человечек Кико, — провел водораздел с Европой уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов. — Можно, как в некоторых европейских странах, отрицать важность кровного родства детей и родителей. Или поощрять однополые браки и даже передавать на воспитание в такие семьи детей. А можно возрождать традиционные национальные корни, и прежде всего семью. При всем уважении к европейским ценностям Россия должна не слизывать или слепо копировать чужой опыт, а следовать своим путем. Основой для нас должна стать семья и возвращение к традиционным ценностям».
По окончании слушаний Валентина Матвиенко пояснила «МК»:
— Приняв концепцию, Россия будет следовать своим путем. Так, переход к дружественным ребенку юстиции и правоохранительной системе не означает введения ювенальной юстиции. На эту проблему у нас есть разные точки зрения, и никакого решения пока не принято. А дружественная система означает, что интересы ребенка являются приоритетом, например, при рассмотрении дел в суде в отношении жилья. Программа «Каждый пятый» также очень интересная. Но это не значит, что мы должны снимать с нее кальку. Думаю, что эта идея будет реализована в России с учетом наших национальных особенностей.