Одной из главных и постоянных тем для переговоров со Штатами является размещение элементов американской системы ПРО в Восточной Европе. Уже несколько лет стороны остаются при своем: Россию не устраивают американские ракеты возле ее границ, американцы настаивают, что ничего против России не замышляют. В официальной версии в исполнении Медведева итог переговоров по этой теме в Сеуле звучал так: «Мы говорили о том, что время не упущено. Договорились о том, что в настоящий момент время для работы специальных технических экспертов. В любом случае, конечно, мы остаемся на своих позициях».
Но прежде чем два лидера сделали свои заявления для прессы (велась звуковая трансляция в пресс-центр), при включенном микрофоне были слышны обрывки следующего диалога. «...О противоракетной обороне. Этот вопрос может быть решен. Но важно, чтобы дали пространство», — говорит Обама. «Я понимаю мессидж по поводу пространства для тебя...» — отвечает Медведев. «Это мой последний вопрос, и после моих выборов я постараюсь сделать». — «Я понимаю. Я передам эту информацию Владимиру», — отвечает собеседник.
Как выяснилось уже на по-настоящему открытой для прессы части беседы, Медведеву было что передать Обаме и «от Владимира»: «от своего имени и от имени избранного Президента России Владимира Путина» он пригласил американского президента в Санкт-Петербург. «Я с удовольствием посещу Санкт-Петербург. После моих выборов», — отвечал Обама. Напомню, президентские выборы в США намечены на начало ноября.
Между тем Медведев, для которого нынешний ядерный саммит в Сеуле, послуживший поводом для встречи, — последний в нынешнем президентском сроке, готов был высказать все лучшее об Обаме. Прозвучал пассаж и про «моего друга» и «лучшие три года во взаимоотношениях с США за последнее десятилетие». «Надеюсь, что такой характер отношений сохранится между Россией и США, между лидерами государств и в будущем», — вновь напомнил о следующем президенте действующий. Обама в долгу не остался, выразил уверенность, что Медведев «в своей новой работе будет продолжать осуществлять позитивное влияние на то, что происходит в мире, и будет работать в целях укрепления отношений между нашими странами».
Не обошлось на встрече и без центрального вопроса ядерного саммита: намеченного на середину апреля Северной Кореей запуска искусственного спутника Земли, который большинство лидеров, собравшихся на саммит, расценивают как нарушение резолюции СБ ООН. КНДР уже пригрозила, что будет рассматривать саммит по ядерной безопасности как «объявление войны». Однако, по словам Обамы, они с Медведевым согласились направить сигнал о том, что Северная Корея должна воздержаться от ракетного запуска.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ
Несмотря на «тепло» в российско-американских отношениях, переговоры по ПРО фактически зашли в тупик. Если мы так ни до чего и не договоримся, то какой расклад сил ожидает нас в ближайшие пять лет?
Первый вице-президент Академии геополитических проблем доктор военных наук Константин СИВКОВ: «По ПРО с американцами мы не договоримся никогда. ПРО Штатами создается не для того, чтобы договариваться с Россией, она создается против нее. И США будут договариваться с нами лишь в том случае, если мы выставим аналогичную систему, равноценную или превосходящую их по потенциалу.
Через 5 лет США, похоже, смогут решить две фундаментальные проблемы в области ПРО. А именно: обеспечить прохождение сверхвысокоэнергетического пучка лазера через атмосферу на большие удаления, для уничтожения МБР на активном участке полета, а также доведут до нужного уровня свои GBI — противоракеты дальностью
Но если экономическая ситуация в стране сохранится такой же (а она, видимо, ухудшится на фоне глобального кризиса, и капитал, как сейчас, будет вывозиться из страны — только за январь этого года, по официальным данным, из России вывезено $12 млрд.), решить задачу увеличения ядерного потенциала мы не сможем. Поэтому, скорее всего через 5 лет, наш ядерный потенциал будет частично нивелирован — и США будут способны нейтрализовать от нескольких десятков до полутора сотен наших МБР путем их возможного уничтожения на активном участке полета».
Бывший начальник главного штаба РВСН генерал-полковник Виктор ЕСИН: «Напомню, что переговоры по ПРО пока не ведутся, идут лишь консультации в рамках рабочих групп, образованных Обамой и Медведевым в 2009 году. Но если говорить о прогнозе, то определенная угроза девальвации потенциала российских стратегических ядерных сил (СЯС) может наступить не ранее 2018 года, когда США в Польше развернут наземную базу ПРО, оснащенную новыми противоракетами „Стандарт-3М“ в модификации 2А. Ракеты всех прежних модификаций, в том числе и те, что будут разворачиваться в Румынии, не способны оказать какое-либо воздействие на наши МБР, размещенные в европейской части. Поэтому время, чтобы договориться, еще не упущено, хотя, по-моему, до выборов нового президента США результата мы не достигнем. Наибольший шанс продвинуться у нас есть, если президентом США снова станет Обама (но и в этом случае нам придется пойти на некий компромисс), а вот если президентский пост займет республиканец, то договориться, возможно, и не удастся. В любом случае переговорный процесс будет сложным. Американцы считают: если есть возможность защитить свою территорию, надо это делать, и не желают ограничивать свою ПРО. Но именно таких ограничений и добивается Россия, когда требует юридических гарантий ненаправленности ПРО США против нашей страны, желая ограничить как места размещения средств ПРО США, так и их количество, с тем чтобы девальвирующий эффект на российские СЯС был незначительным. При этом мы уже не требуем, чтобы США совсем не создавали свою ПРО — от этого мы отступили, признав, что страна сама вправе решать, как ей обеспечивать свою обороноспособность».