«В любом случае во всем, что касается реализации этих инициатив, мы будем действовать исходя из тех бюджетных ограничений, которые у нас есть, финансовая стабильность подорвана не будет», — рассуждает Дворкович. Он подчеркнул, что 1,5% ВВП — это средняя оценка. К тому же премьер в своих предвыборных статьях не называл конкретных механизмов реализации своих планов. «Достаточная степень гибкости в этих вопросах есть, можно потратить больше, можно потратить меньше», — добавляет помощник президента.
Однако если Дворкович приводит точные прогнозные цифры, то бюджету придется раскошелиться на сумму, весьма близкую к тем 9,9 трлн. рублей, которые и опубликовал «МК» 29 февраля этого года. Так, в 2012 году 1,5% ВВП (58 трлн. рублей) потянут примерно на 870 млрд. руб. Прогноз ВВП на 2013 год — около 64 трлн. 1,5% от этой суммы — 975 млрд. руб. В
Так что ситуацию может спасти только высокие цены на нефть. Однако помощник Медведева парирует нападки скептиков, опасающихся зависимости российской экономики от цен на нефть: «Если цены на нефть упадут и будут оставаться стабильно низкими на протяжении длительного периода времени, вначале мы задействуем те резервы, которые у нас есть, а затем адаптируемся к более низким ценам». Он пояснил конкретный механизм адаптации: «За счет сокращения тех расходов, которые не являются приоритетными. У нас есть определенная степень гибкости в части инвестиционных программ и в части реализации программы вооружения до 2020 года. Где-то могут быть небольшие подвижки».
Впрочем, Дворкович уверен, что перерасхода бюджета не будет. У президента и председателя правительства есть принципиальное решение вернуться к бюджетному правилу, действовавшему до 2008 года, — сначала нефтедоллары питают стабилизационные фонды и только потом отправляются в бюджет (вероятно, не более 4,5% ВВП в год). Сейчас оно формулируется и будет принято на законодательном уровне.
МЕЖДУ ТЕМ
На ежегодном саммите БРИКС, который в этом году пройдет 28—29 марта, лидеры Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР обсудят, в частности, увеличение вложений в капитал МВФ. Дворкович напомнил, что на последней встрече министров финансов стран-участниц БРИКС те пришли к мнению, что дальнейшее увеличение ресурсов должно быть увязано с увеличением их квот в МВФ. «Если страны БРИКС будут в непропорционально большом объеме участвовать в увеличении ресурсов МВФ, то это должно отразиться и на структуре капиталов МВФ в дальнейшем. Пересмотр формулы расчета квот планируется завершить до начала следующего года, а пересмотр самих квот — во время нашего председательства, до конца 2013 года», — сказал помощник президента.