— Тема коррупции сложная и очень болезненная, — начал обсуждение президент. — И я жду от «Открытого правительства» предложений по законодательству. Правда, хочу напомнить: когда я впервые поднял эту тему, ни у кого не было иллюзии, что ее удастся минимизировать за несколько лет. Но все эти годы не потрачены зря: впервые за тысячу лет у нас появилась законодательная база борьбы с коррупцией. В первую очередь, мы приняли важное решение о контроле за расходами и доходами государственных служащих. В прошлом году такие данные подали 1,2 млн. человек. Но более чем в 22 тысячах случаев были выявлены подачи неполных или недостоверных сведений. Некоторые из этих госчиновников были уволены.
Получила свое и ГАИ-ГИБДД.
— Наше присутствие на этой гостеприимной площадке, не в обиду ГИБДД будет сказано, связано с бытовой коррупцией, — приласкал гаишников глава государства.
Общее наступление на коррупцию начал ректор негосударственного образовательного учреждения «Российская экономическая школа» Сергей Гуриев:
— Коррупция стала таким серьезным фактором российской жизни, что говорить о точечных мерах борьбы с ней не приходится. По международным рейтингам, в России уровень коррупции, как в Зимбабве. В итоге зарубежные инвесторы считают Россию страной, где невыгодно делать бизнес. Капитал уходит из страны вместе с высококвалифицированным персоналом и предпринимателями, которые не видят возможности реализоваться у нас. В самой же России многие граждане из-за коррупции не имеют доступа к качественному образованию, здравоохранению и безопасности. Ситуация достаточно тяжелая. Сумма откатов достигла 2% ВВП.
Для борьбы с этим злом Гуриев предложил от имени «Открытого правительства» составить общий список предприятий, а затем вывести из-под государственной юрисдикции большую их часть. То же он предложил сделать и со списком регулирующих функций государственного вмешательства в экономику.
Ректора поддержал Ермолай Солженицын. Он отметил «глубочайший кризис морали и поведения в стране» и подчеркнул, что «ключевую роль тут играют первые лица страны, которые должны обозначить для общества моральные ориентиры и пообещать твердо им следовать. Одних арестов коррупционеров, — подчеркнул он, — как, скажем, в Китае, здесь недостаточно».
— Да в Китае их просто к стенке ставят, — уточнил президент.
Алексей Венедиктов напомнил ДАМу о важнейшей роли, которую играют в борьбе с коррупцией свободные СМИ: «Они работают в антикоррупционной сфере очень мощно. Но государство этого не замечает и никак не реагирует на информацию о коррупционерах, регулярно поставляемую СМИ. Между тем — по нашему законодательству правоохранительные органы обязаны заниматься этой информацией», — подчеркнул главред «Эха Москвы».
Другое направление борьбы с коррупцией огласил директор по макроэкономическим исследованиям Национального исследовательского университета — Высшей школы экономики Сергей Алексашенко:
— Общество хочет быть уверенным, что высшая власть в стране — честная! Публикации в СМИ о личных интересах министров, их замов, директоров департаментов не должны оставаться без последствий. Ведь люди в итоге не верят власти и боятся обращаться в милицию! Мы предлагаем в этой связи платить за информацию о коррупционерах. 90% участников опроса на эту тему на сайте Навального поддержали эту меру, — подчеркнул Алексашенко.
Одновременно он предложил создать специальный орган — Бюро по борьбе с коррупцией, который будет заниматься выявлением противоправных деяний этого рода на высшем уровне. «Такие органы были во всех странах, попавших в такое же положение, как Россия сейчас», — пояснил он. Впрочем, Алексашенко практически убежден, что «в 70% случаев топ-тысяча российских должностных лиц совершают те или иные нарушения в этой области. Но мы предлагаем, пусть и наступив себе на горло, ввести для них переходный период». «Надо, — обратился оратор напрямую к президенту, — чтобы все должностные лица страны во главе с вами, Дмитрий Анатольевич, подали декларацию о своих доходах и имуществе до 1 октября этого года и даже в случае расхождения с первоначальными данными не были бы наказаны за это, а лишь заплатили налог в 13%. А вот кто этого не сделает, будет считаться утратившим право называться честным человеком. А может быть — и уволен». На момент подписания номера дискуссия о методах борьбы с коррупцией в «Открытом правительстве» продолжалась.