Обществу разрешили созреть
Раньше кандидат в президенты Путин излагал свои идеи избирателям в общих чертах (в 2000 году это было открытое письмо электорату, в
При этом анонсировалось, что программа кандидата пишется на основе предложений Общероссийского народного фронта и тех, которые поступают на предвыборный сайт Путина. А в статьях премьер не только предлагает диалог с обществом, но и сразу его проводит: свою первую, вводную публикацию ВВП, например, обсуждал на встрече с руководителями основных СМИ, в унисон с другой статьей обсуждал национальный вопрос на Форуме народов Юга России, а в день выхода статьи по внутренней политике выслушивал комментарии политологов в своей резиденции.
Зачем же понадобился такой объемный труд, да еще и с публикацией частями, раз в предыдущие два срока как-то без этого обходились? Сам Путин на него ответил в... 2000 году в открытом письме избирателям: «Во время выборов обычно печатается море политических платформ кандидатов. Эти объемистые документы редко дочитываются до конца». Несомненно, несколько страниц раз в неделю прочитать легче, чем
А вот зачем Путину понадобились советы избирателей при написании программы — отдельная тема. В послании Федеральному собранию-2000 нынешний премьер говорил о «неразвитости гражданского общества» и о том, что «в России построен лишь каркас гражданского общества». Обращаясь к сторонникам в
И вот спустя девять лет в первой предвыборной статье Путин заявляет: «Российские граждане должны получить возможность обсуждать не только достоинства и недостатки политиков — а именно содержание политики, те программы, которые намерены осуществлять те или иные политические деятели». А в четвертой уточняет, как именно гражданское общество это будет делать: выборы начальника райотдела полиции, главы райцентра, ЖКХ... И предлагает установить перечень нормативных актов и программ, которые не могут быть приняты без обсуждения на Общественном совете. Плюс «интернет-демократия», а также предложение ввести процедуру обязательного рассмотрения парламентом общественных инициатив, собравших 150 и более тысяч подписей зарегистрированных в Сети пользователей. Правда, создавая «Большое правительство» — отчасти тот самый институт «электронного» гражданского общества, — коллега Путина по тандему Дмитрий Медведев говорил о десятке тысяч откликов на тему для получения реакции президента.
С одной стороны, если взять все три «президентских» программы Путина — можно сделать вывод, что если в
Средний класс вместо Чечни
В статье номер три, причем посвященной экономике, Путин пишет явно навеянное протестными настроениями в стране: «Специально для представителей оппозиции оговариваю...». И в этом — еще одно отличие Путина-2012: в предвыборных посланиях до этого он еще ни разу напрямую представителей иных политических взглядов не поминал. Вот о вреде популизма, которым грешат «некоторые политики», — сколько угодно: и в послании-2000, и в послании-2003.
Еще одна новинка нынешнего избирательного цикла — констатация появления среднего класса. Его представителей премьер-кандидат характеризует как «людей, которые могут выбирать политику». «У них, как правило, уровень образования такой, что позволяет осознанно относиться к кандидатам, а не «голосовать сердцем», — пишет Путин. Действительно, давно что-то Владимир Владимирович с голым торсом не появлялся. Зато стал чаще писать аналитические статьи. И не только в предвыборный период, впрочем.
Зато в нынешнем цикле предвыборных статей больше нет двух тем, которые были лейтмотивом двух первых президентских кампаний Путина: госдолг и Чечня. Долги государства перед иностранными кредиторами в 2000 году «представляли собой угрозу для развития страны»; в
Почему эти темы не повторяются, очевидно: война закончилась, долги выплачены. Но при этом две других громких темы, звучавшие в предвыборных лозунгах 2004 года, как-то сошли на нет: удвоение ВВП за 10 лет и полная конвертируемость рубля, включая его свободное обращение на международных рынках. Хотя ни та, ни другая задача не достигнута. Даже с ближайшими соседями мы пока рассчитываемся в долларах.
Зато и в
Что ВВП обещал избирателям?
ПАРТИИ
2000 год: «Необходимы партии, которые пользуются массовой поддержкой и устойчивым авторитетом. Не нужны очередные чиновничьи партии». «Назрела необходимость в подготовке закона о партиях и партийной деятельности». «Возможно, и кандидатов на пост главы государства должны выдвигать только общественно-политические объединения».
2004 год: «Механизмы финансирования политических партий остаются для избирателей пока „тайной за семью печатями“; нужно обеспечить большую прозрачность партийной жизни».
2012 год: «Мы должны развивать нашу демократическую, многопартийную систему. И сейчас готовятся решения, направленные на либерализацию порядка регистрации и работы политических партий. Но нельзя допустить возможностей для создания региональных партий».
ЭКОНОМИКА
2000 год: «Любые действия региональных властей, направленные на ограничение экономической свободы, следует пресекать как неконституционные». «Государство будет гарантировать доступ акционеров к информации о деятельности предприятий». «Установить легальные основы права частной собственности... прежде всего на землю, на недвижимость», «освобождение предпринимателей от административного гнета», «снижение налогового бремени».
2004 год: «Решить вопрос о снижении единого социального налога, упростить налоговое администрирование». «Навести порядок в использовании (недр. — „МК“) — через обновление водного и лесного законодательства, актов о недропользовании».
2012 год: «Создание 25 миллионов высокотехнологичных, хорошо оплачиваемых рабочих мест для людей с высоким уровнем образования». Приоритеты для технологического лидерства: «Фармацевтика, высокотехнологичная химия, композитные и неметаллические материалы, авиационная промышленность, информационно-коммуникационные технологии, нанотехнологии... атомная промышленность и космос»; вывести часть госкорпораций («Ростехнологии», «Росавтодор», «Росатом») на IPO, ввести «дополнительный налог на богатство».
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
2000 год: «Инвестиции в будущее человека», «безадресные социальные пособия и льготы... распыляют государственные средства», «необходимо внедрять механизмы накопительного финансирования пенсий», «помощь предоставлять прежде всего тем, чьи доходы существенно ниже прожиточного минимума».
2004 год: «Социальные обязательства все еще не имеют адресного характера». «У людей уже складывается понимание, что... каждый гражданин имеет возможность управлять своими пенсионными накоплениями, нужно создать механизмы финансового поощрения граждан в пенсионном страховании». «Необходим комплексный пакет законов, который бы „запустил“ рынок доступного жилья».
2012 год: «До конца 2012 года... принять Национальный план развития профессиональных стандартов», «государство должно не только гарантировать сохранность пенсионных накоплений, а заботиться об их устойчивой доходности. При необходимости — дополнять их своими средствами». «Наряду с расширением возможностей купить квартиру надо создать цивилизованный рынок арендного жилья».
ЦЕНТР И РЕГИОНЫ
2000 год: «Федеральная власть, президент должны иметь правовую возможность навести... порядок». «Изменение принципов формирования Совета Федерации», создать Госсовет при президенте для «участия регионов в подготовке и принятии важнейших общегосударственных решений», «выравнивание возможностей субъектов Федерации».
2004 год: «Приблизили федеральную власть к регионам. Смогли вплотную заняться разграничением полномочий между центром и регионами. Приступили к строительству дееспособной, финансово обеспеченной власти на местах. Говорю очень аккуратно — только приступили к этой работе».
2012 год: «Профессиональную закалку» политики и государственные администраторы должны получать в системе местного самоуправления«. «Муниципалитеты должны стать в полной мере финансово состоятельными и автономными». «Руководство муниципальных образований должно отчитываться перед своими избирателями».
■■■
Если честно, приступая к подготовке этого материала, я была уверена, что найду гораздо больше повторов в трех программах. Просто потому, что президентская программа — это не только набор конкретных мер, а в некотором роде жизненная позиция кандидата, его политический курс. Социалист будет из года в год говорить про пенсии и пособия, правый — про снижение налогов для бизнеса. Путин не повторялся. Каждая его новая программа была логичным продолжением предыдущей. И программа-2012 выглядит продолжением программы-2004. Как будто не было этих четырех лет президентства Медведева (хотя, оговорюсь, «интернет-демократия» — явное продолжение идеи «цифровой демократии», которую обсуждал действующий президент на одной из встреч со своими сторонниками). И вот в этом Путин версии 2.0 не поменялся — он по-прежнему гнет свою линию, несмотря ни на какие внешние обстоятельства. Даже протестную активность.
Что в своих программах обещают другие кандидаты в президенты?