На ежегодный «Алкоконгресс» в этот раз приехало куда меньше участников, чем обычно: добрую половину игроков рынка смела волна алкогольных ужесточений прошлого года. Напомним, что были введены жесткие правила лицензирования и требования к технологическому оборудованию, а также запретительные меры, касающиеся места и времени продажи спиртного. Больше всего досталось пиву, которое, как уже писал «МК», было приравнено к алкоголю. Впредь «пенному» рынку угрожают введение лицензирования и «отмена» ПЭТ-тары по правилам Таможенного союза.
Летом по-крупному начнут трясти и виноделов, прогнозирует президент отраслевого союза Леонид Попович. 10% производимого вина рынок уже потерял — из-за простоя при прохождении жесткой процедуры лицензирования. То ли еще будет: с 1 июля вино, состоящее минимум наполовину из виноматериалов, получит название «винный напиток». Смена вывески повлечет необходимость для производителей получить новые лицензии — на выпуск «винного напитка», который потребитель вряд ли примет на ура. Под огонь попадут полусладкие и сладкие вина, составляющие около 80% рынка. Как предсказывает гендиректор «Фанагории» Петр Романишин, с 1 июля с прилавков исчезнут классические десертные вина — такие, как «Кагор», «Черные глаза», «Южная ночь» и «Мускат Янтарный».
— Слабоалкогольные напитки приговорили, а теперь и вино, — недоволен Леонид Попович. «Добьет» рынок, по его мнению, повышение акцизов на алкоголь: в первую очередь «в тень» уйдет шампанское.
Больше всего акцизная политика ударит по водке, говорит председатель Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров: «Сокращение легального производства будет происходить на глазах». С «черного дня» для алкорынка (1 июля) акциз вырастет с нынешних 250 до 300 рублей за литр чистого спирта. Производители предсказывают: в результате «народная» водка догонит по цене «премиальную», и народ будет искать компромиссы — нелегальное спиртное или самогон. Дальше — больше. В 2013 году ставка вырастет до 400 рублей за литр спирта, а в 2014 году — до 500 рублей.
Принятый пакет антиалкогольных поправок — лишь первый этап, угрожает зампред Комитета Госдумы по экономполитике Виктор Звагельский. По его словам, разрабатывается новый блок законопроектов по «деалкоголизации» населения. Первую инициативу, направленную на борьбу с контрафактом, депутат готов внести в Госдуму уже на днях. «Мы предлагаем приравнять подделку акцизных марок к подделке казначейских билетов, — анонсировал он. — Незаконное предпринимательство в сфере продажи и производства нелегальной алкогольной продукции будет выведено в отдельную статью УК. Условным сроком ограничиться будет нельзя».
По его словам, если с контрафактом (около половины рынка) разобраться не удастся, может быть введена госмонополия в алкосекторе. Причем она может охватить все сферы — вплоть до розничной продажи. Это очень дорогой проект: потребуется заменить сотни тысяч торговых точек, считает начальник Управления контроля органов власти ФАС Владимир Мишеловин. Да и дело, по его оценке, может закончиться еще большим расцветом контрафакта. Вот, шведы в своей госмонополии разочаровались, прибавляет гендиректор Комитета производителей алкогольной продукции Александр Романов: «Шведская монополия в рознице себя изжила финансово, субсидируется на сотни миллионов евро государством, для которого она огромная обуза. А сами шведы отовариваются в Прибалтике и Германии».