Петр Александрович Лахин, возглавляющий ТИК Пресненского района, открывая заседание, отметил, что количество УИКов в районе сокращено — теперь их будет не 38, а 33. В связи с чем? «Так управа решила», — объяснил он и сделал еще одно объявление о том, что в комиссию поступило обращение от КПРФ, СР и «Яблока», где выражено требование не допустить к работе председателей УИКов, где, как считают эти партии, произошли массовые фальсификации.
«Мы принимаем это обращение к сведению», — констатировал Лахин, и комиссия перешла уже непосредственно к утверждению состава каждой УИК в отдельности.
Член ТИКа от КПРФ Соколов, однако, хотел видеть на заседании лично самих кандидатов в председатели комиссии, чтоб «посмотреть им в глаза». Лахин сказал, в этом нет необходимости. Соколов настаивал, ссылаясь на то, что после декабрьских выборов возникли митинги, поэтому к председателям УИКов надо подойти особенно тщательно.
— Они там трезвые были, на этих митингах? — съязвила секретарь ТИКа Татьяна Анатольевна Сафонова.
Стремясь быть объективным, Лахин признал, что да, претензии к Пресне были. Но суд снял все обвинения. Поэтому председатели УИКов «не являются субъектами, на которых возлагается ответственность. А то, что у КПРФ много претензий и нареканий, так это потому, что перед партиями стоят определенные задачи, которые они выполняют».
После этих слов вспыхнул небольшой скандал. Представитель КПРФ Соколов возразил, что дело тут не в партийных задачах. Ему противны любые фальсификации против любой партии. Член ТИКа Нечаев, однако, понял так, что Соколов обвиняет остальных членов ТИКа, что им фальсификации не противны. Обиделся и потребовал во всем опираться на закон и решение суда.
— Когда я вижу, что при мне председатель комиссии стирает в протоколе цифры, решение суда о ее невиновности меня не убеждает, — заметил Соколов.
Члены ТИКа посмотрели на него с опаской и тут же быстренько перешли к обсуждению состава
Секретарь Татьяна Анатольевна сообщила, что на всех кандидатов «Яблока» представлены такие вот выписки из решений вместо протоколов, поэтому она считает, что всех «яблочных» кандидатов надо за это отклонить, чтоб в районе их вообще не было, и пусть учатся правильно оформлять документы.
— Давайте опираться на закон, — тут же предложил Нечаев. Но Лахин поступил проще — он просто позвонил в городскую избирательную комиссию и спросил, что делать с кандидатами от «Яблока»? В МГИКе объяснили, что такой же казус случился в других районах, «Яблоко» и там, оказывается, подало неправильно оформленные документы, но их все-таки решили утверждать.
— Утверждаем, — сказал Лахин, несмотря на то, что секретарь была против. «Яблоко» вызывало у нее категорическое неприятие, и она не старалась его скрывать. И если где-то количество кандидатов в УИК превышало положенные 16 человек, отметался в первую очередь «яблочник».
Единогласно ТИК проголосовал за председателей 16 УИКов из 33. Против оставшихся 17 председателей голосовал один Соколов. Он пришел на заседание с толстыми папками, где были собраны протоколы на участках Пресни за последние несколько лет. Анализ этих протоколов, а также личные наблюдения за некоторыми председателями УИКов давали ему основания подозревать их в нечестности, поэтому он считал, что их больше нельзя допускать к такой работе.
Но это он объяснил мне как корреспонденту, в личной беседе. Когда он то же самое попытался рассказать членам ТИКа, его никто даже слушать не пожелал. Голосуешь против — дело твое. А нам глубоко плевать, какие там у тебя подозрения.
— Давайте опираться на закон, — в
Сам председатель ТИКа Пресненского района Лахин, перечисляя новшества, которые вводятся в работе избиркомов к президентским выборам, назвал: а) прозрачные урны; б) две видеокамеры на каждом участке, направленные: одна — на столы, другая — на урны; в) пандусы для инвалидов на
Эти меры, по его мнению, сделают выборы прозрачными и исключат вбросы.
Что касается председателей УИКа, то они сменились примерно на 30%. Состав самих УИКов по-прежнему формируется главным образом из работников тех предприятий, которые подчинены управе, — в частности, структур ЖКХ, а также таксомоторного парка, строительной компании, учебных учреждений.
Примечательно, что несколько школ, где прежде были избирательные участки, на этот раз отказались от такой чести. Скандалы после 4 декабря, видимо, все же сыграли какую-то роль, повлияв на умонастроения педработников. Однако на членах территориальных комиссий они никак не отразились. В их умонастроениях следов скандалов практически незаметно.