Социальные сети охватила антипутинская истерия. Этот неприятный для премьер-министра факт отметили на днях Станислав Говорухин, возглавляющий предвыборный штаб Путина, и Людмила Швецова, руководящая Московским общенародным штабом по его поддержке.
Говорухин и Швецова правы. Определенная истеричность в отношении Путина в социальных сетях действительно присутствует.
Она, впрочем, и раньше была. Но сейчас истеричности, во-первых, стало больше. Во-вторых, у нее появился флер модного тренда.
Завсегдатаи сетей очень креативно подходят к разжиганию антипутинской истерии, сочиняя обличительные стихи, песни и эссе, в которых Путин сравнивается с самыми жуткими историческими персонами. И если прежде круг ценителей такого творчества составляли преимущественно «офисный планктон» и городская интеллигенция, то в последние месяцы им стали живо интересоваться представители силовых структур и рабочих специальностей.
Об этом, в частности, говорит тот факт, что в Сети стали в большом количестве появляться антипутинские песни и пародии, рассчитанные именно на такой контингент. «Против премьера» поют десантники в голубых беретах, рок-музыканты, барды, исполнители лагерной лирики — короче, те, кого любят слушать дальнобойщики и офицеры.
А раз они поют такие песни — значит, на них есть запрос. Значит, люди сейчас хотят слушать именно это.
На самом деле антипутинские настроения — закономерный эффект усталости людей от премьера. Иначе и быть не могло после 12 лет у власти. Если бы его выбирали в первый или даже во второй раз, таких настроений бы не было. Ему бы прощали то, что не прощают сейчас. Но его выбирают в третий раз — причем на шесть лет! — и скрываемая в обычной жизни усталость прорывается наружу там, где посвободнее, — в Интернете.
Как утверждают некоторые близкие к Кремлю источники, Путина предупреждали, что такой эффект неизбежен. Надоедает все — такова человеческая психология, только очень верные супруги могут с любовью смотреть каждый день на одно и то же лицо в течение восемнадцати лет. Поэтому он должен сейчас быть готов к тому, что превратится в Интернете в объект критики. Но его предвыборные штабы такая ситуация, конечно, нервирует, и там напряженно думают, как прекратить антипутинскую истерию.
Пока додумались только до того, что надо обличать корни истерии, указывая на их зарубежное происхождение. Мол, это происки врагов России, оранжевая зараза идет с Запада, поэтому не поддавайтесь ей и не участвуйте.
Удастся ли таким путем остановить сетевой антипутинизм?
Вряд ли. Модный тренд невозможно переломить, апеллируя к доводам разума. И заглушить его тоже нельзя, потому что он развивается в неподконтрольных властям сферах.
В застойные советские времена такая же беда была с анекдотами про Брежнева. В народе ходили сотни таких анекдотов — причем очень смешных. И власти никак не могли их запретить, хотя, конечно, очень хотели.
Что касается происков врагов, то вполне, кстати, вероятно, что критический настрой в соцсетях действительно подпитывается с Запада. Но если бы он не был модной тенденцией, все подпитывание уходило бы в песок, не давая желаемого результата.
Так что вопрос сейчас только в том, благодаря кому антипутинская интернет-истерия, которой прежде тешились только малочисленные оппозиционно настроенные маргиналы, вошла в моду?
Очевидно, благодаря Путину — его стремлению снова стать президентом.
Ну и кого тогда в ней винить? Некого.