Геноцид армян был признан во Франции законом от 2001 года, однако вопрос о криминализации отрицания геноцида был решен лишь сейчас. Теперь нарушителя могут приговорить к тюремному сроку до одного года и штрафу в 45 тыс. евро. Для вступления закона в силу его в течение 15 дней должен подписать президент Франции.
Анкара, в свою очередь, резко осудила действия Франции. «Принятое решение наносит удар по свободе мысли», — говорится в официальном заявления МИД Турции. Как сообщает турецкое издание Milliyet, уровень дипотношений с Францией может быть понижен, французским компаниям откажут в участии в различного рода тендерах, а для французских военных закроют морское и воздушное пространство над страной.
Казалось бы, сейчас Саркози проводит достаточно активную внешнюю политику. С чего бы ему осложнять отношения с Турцией? Ответ прост: 800 тыс. представителей армянской диаспоры, проживающих во Франции, вкупе с надвигающимися выборами. Для Саркози такой электорат лишним не будет. А вот конкуренция ему светит серьезная.
Да и для турок, несмотря на угрозы принятия мер в отношении Франции, не все так радужно. Сейчас страна находится в статусе кандидата в члены ЕС. А посему не должна вводить какие-либо санкции против действительных членов Союза. Таким образом, любые действия Турции против Франции — включая разного рода запреты — фактически станут сигналом к пересмотру позиции ЕС в отношении страны-кандидата. С другой стороны, основные силы на пути вступления турок в Евросоюз — это именно Франция и Германия. И в Анкаре наверняка понимают, что когда вопрос о присоединении страны встанет ребром, Париж сделает все, чтобы Турции в ЕС не оказалось.
МНЕНИЯ
Тома БЮФФЕН, представитель посольства Франции в России: «Мы призываем наших турецких партнеров сохранять спокойствие, поскольку Турция — важный партнер и союзник Франции. И мы хотим, чтобы наши отношения во всех областях развивались. Но Франция является суверенным государством и самостоятельно строит свою политику. И действия Турции не повлияют на принятие закона. Франция занимает третье место среди зарубежных инвесторов в Турции. И мы надеемся, что французские и турецкие деловые круги заинтересованы в продолжении сотрудничества».
Герман АНАНЯНЦ, вице-президент Союза армян России: «Мы уверены, что сенат Франции принял справедливое, правильное решение. Сегодня ни один нормальный человек не может отрицать того истребления, которому подверглись армяне в Османской империи в 1915 году. При этом важно понимать, что сейчас мы ведем речь не о возмездии кому-то, а о том, чтобы воздать дань памяти жертвам жуткого геноцида. Хотя отмечу, что нынешнее поколение армян к нынешнему руководству Турции претензий не имеет».
Фарук АККАН, представитель турецкого информационного агентства «Джихан»: «Во Франции близятся выборы. Вопрос „армянского геноцида“ используется как возможность привлечь голоса армянских избирателей. Тема „геноцида“ отвлекает внимание общественности от реальных проблем, в которых находится страна. С другой стороны, сам Саркози испытывает неприязнь к Турции. Теперь он, конечно же, подпишет законопроект. Но, возможно, Конституционный суд не примет поправки. Турция будет стараться отвечать принятому решению Франции в рамках правового поля».