Как стало известно «МК», Владимир Путин все же не будет участвовать в дебатах. Времена меняются, а первые лица ведут себя по-старому: до сих пор действующие российские лидеры, равно как и главные кандидаты от власти на президентский пост, не снисходили до полемики с оппонентами лицом к лицу.
О том, что премьер-министр не будет участвовать в дебатах, «МК» сообщил высокопоставленный источник. Мотивы решения ВВП? Они, по словам источника, уже были изложены самим Владимиром Владимировичем в ответах на вопрос: намерен он дебатировать с оппозиционными кандидатами или нет?
За последнее время Путину пришлось высказываться на тему дебатов дважды. После прямой линии, во время общения с журналистами, ВВП заявил, что дебаты в принципе полезны, но закон «дает возможность участвовать или не участвовать». По мнению главы правительства, оппозиции «не важны последствия принимаемых решений»: «Они просто апеллируют к потребностям народа и начинают обещать все подряд». При этом оппозиционеры, считает Владимир Владимирович, едва ли сделали что-то полезное — говорить, что завтра нужно сделать всех счастливыми и богатыми, может кто угодно: «Такой разговор не на равных. Но что я точно сделаю, это обеспечу им возможность посоревноваться с „младшим братом“ по каждому конкретному вопросу, найду людей, которые будут в состоянии ответить каждому из претендентов». Впрочем, в конце премьер все же оговорился: «Ну и, может, в каком-то формате поучаствую сам».
28 декабря журналисты вновь спросили ВВП, пойдет ли он на дебаты. «Не знаю, — был ответ. — Дело не в боязни, а в том, что оппозиция не обременена конкретной работой. Она иногда требует невозможного, а потом, как правило, ничего не выполняет. Диалог должен быть, а в какой форме, мы подумаем».
Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков на просьбу «МК» прокомментировать информацию, что премьер все же решил отказаться от личного участия в дебатах, высказался аккуратно: «Из сказанного Путиным ранее следовало, что полностью возможность выйти на дебаты он не исключает. Однако в любом случае премьер сказал, что подумает о возможности участия в дебатах своих представителей».
Кто эти представители? Закон гласит, что в дебатах могут принимать участие либо сам кандидат, либо его доверенные лица. Участник избирательной гонки может иметь до 600 доверенных лиц. Список доверенных лиц Путина, говорит Песков, будет готов в течение нескольких недель. По закону, поясняет «МК» глава юридической службы ЦК КПРФ Вадим Соловьев, в число «доверенных» не могут входить лица, замещающие государственные и выборные муниципальные должности: губернаторы, члены правительства, избиркомов, главы муниципальных образований, депутаты всех уровней...
Итак, Геннадию Зюганову и Сергею Миронову, которые уже призвали Путина к участию в дебатах, придется довольствоваться его «младшими братьями». Хорошо хоть, не «братьями нашими меньшими».
С одной стороны, логику премьера можно понять: риторика оппозиции зачастую действительно полна популизма. Но с другой — почему бы не сойтись с оппонентами напрямую, разбив их в пух и прах? Из премьер-министра вышел бы блестящий дебатер. В пользу Владимира Владимировича мог бы сыграть и психологический фактор: сложно представить, чтобы кто-либо из оппозиционных кандидатов набросился на ВВП с яростной критикой. Зюганов, всегда критиковавший премьера предельно аккуратно? Миронов, отзывающийся о Путине с неизменным уважением? Даже легко возбудимый Жириновский — и тот превратился бы в ласкового котенка. Дебаты вполне могли бы превратиться в вежливую беседу. Особенно если учесть, в какое занудство при желании могут превратить эту увлекательную политическую традицию наши деятели на ТВ.
Но даже при этих условиях Путин не готов снизойти. Такое решение представляется ошибкой. Одно дело не участвовать в дебатах в 2004 году, когда «тефлоновое покрытие» кажется нестираемым, рейтинг достигает 70%, а оппозиционные лидеры, боясь стать посмешищем, выставляют на выборах дублеров. И совсем другое — игнорировать дебаты сейчас (если, конечно, премьер вдруг не передумает), когда в обществе сильны антипутинские настроения, а рейтинг премьера равняется
Возможно, кто-то вспомнит 1996 год, когда Борис Ельцин, имея ничтожнейший, несопоставимый с нынешним путинским уровень популярности, тоже на дебаты не ходил. И все же выиграл кампанию. Вернее, считается, что выиграл. Многие уверены, что на самом деле победителем стал Зюганов.
Но сейчас не 1996 год. Во многом другое общество. Во многом другая страна. Именно в 1996 году была заложена традиция нечестных, грязных выборов. Как раз-таки грязные технологии помогли Ельцину удержаться на президентском посту. А ведь Путин сейчас говорит, что кампания-2012 должна быть максимально честной. Участие в дебатах на равных с остальными кандидатами стало бы наглядным доказательством того, что слова о честности — не просто слова. Выход премьера на дебаты по достоинству оценили бы даже самые непримиримые критики ВВП. В этом была бы сила Путина. А не слабость.