Уход Владислава Суркова ознаменовал окончание целой эпохи. И не только потому, что серый кардинал Кремля сменил внутреннюю политику на модернизацию и инновации. Переход Суркова, чье имя напрямую ассоциировалось с нынешней политической системой, в Белый дом совпал по времени с историческим этапом перемен в обществе. Перед новым куратором внутренней политики Вячеславом Володиным стоит непростая задача удержания внутриполитической ситуации в цивилизованном русле. Владимир Путин, для которого Володин является одним из ближайших людей, спешит сформировать свою будущую администрацию до конца президентских выборов. Центр принятия решений вновь переносится из Белого дома в Кремль.
Из влиятельного куратора внутренней политики, из «кукловода», по выражению Михаила Прохорова, — в вице-премьеры по модернизации. Модернизации, которая, как принято считать, в нашей стране осуществляется только на словах. Сурков пошел на понижение? С одной стороны — да. Владислав Юрьевич перестанет быть такой могущественной, почти мифической фигурой, какой был более десятка лет. Но вопрос в том, насколько сам Сурков хотел продолжать заниматься тем, чем занимался предыдущие годы. Источники «МК» говорят, что Владислав Юрьевич от кураторства внутренней политики давно устал, зато очень увлекся идеей строительства «Сколково» и хотел, чтобы будущая работа была связана именно с этим инновационно-модернизационным направлением. Таким образом, вице-премьер по модернизации — самое оно.
Тезис о том, что Суркова «все достало», кому-то может показаться фантастическим. Но в конце концов все мы люди. По информации «МК», 13 декабря Владислав Юрьевич отказался возглавить Администрацию Президента. Правда, неизвестно, давалась ли ему гарантия, что он останется в должности после выборов.
Комментируя в интервью «Интерфаксу» свой уход, Сурков со смехом сказал: «Стабилизация пожирает своих детей». Что ж, чувство юмора никогда не было чуждо недавнему серому кардиналу Кремля.
Сурков добавил, что не будет принимать участия в деятельности по разруливанию политической активности: «Слишком одиозен для прекрасного нового мира».
Похоже, Владислав Юрьевич ассоциирует себя с Дикарем — героем романа-антиутопии Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». Действие происходит в вымышленном Мировом государстве, в эру стабильности. В стандартизованное общество Мирового государства попадает Дикарь. Попыткам приобщить себя к благам цивилизации не поддается. В итоге покидает общество, занимается самобичеванием, а в конце и вовсе заканчивает жизнь самоубийством.
Все же уход Суркова из администрации имеет более счастливый финал...
Насколько «одиозной для прекрасного нового мира» окажется команда Суркова — руководство Управления внутренней политики президента, одного из ключевых подразделений администрации? Источник в Кремле говорит, что в последние месяц-полтора в настроениях первых лиц УВП преобладало чемоданное. Но после известия об уходе Суркова был дан сигнал, что «пока никого трогать не будут». Источник, близкий к Белому дому, также считает, что кардинальные перестановки в Управлении внутренней политики до конца выборов вряд ли состоятся: «Володин — такой человек, для которого в первую очередь важен результат. Если он будет достигнут, значит, кардинальные отставки не понадобятся. Хотя, конечно, какие-то люди с Володиным, безусловно, придут».
Вячеслав Володин — это еще один весомый «фактор», сыгравший роль в «переводе» Суркова в Белый дом. С тех пор как Вячеслав Викторович стал главой аппарата правительства, кабмин во многом превратился в центр «рулежки» внутренней политикой. С приходом Володина в Белый дом «Единая Россия» (Вячеслав Викторович ранее был секретарем президиума генсовета «ЕР») получила прямой канал связи с ВВП. Володин плотно занимался созданием Народного фронта, курировал праймериз и формирование предвыборных списков «ЕР». Сейчас негласно занимается президентской кампанией Путина. И скорее именно в переходе Володина из аппарата правительства в Администрацию Президента — главная причина перестановок. Не Суркова нужно было перевести в кабмин до выборов. Нужно было до конца кампании перевести Володина в Кремль.
Владимир Путин заранее занимает командные высоты, расставляя своих людей в руководстве Администрации Президента. Кремль вновь становится центром принятия решений. Причем единственным.
К окончанию президентской кампании Володин и ранее назначенный главой Администрации Президента Сергей Иванов смогут полностью войти в курс своих новых обязанностей, и времени на раскачку им уже не понадобится. Если, конечно, не произойдет серьезных политических катаклизмов в стране...
У Володина нет такой репутации со знаком «минус», какая была в глазах оппозиции и либеральной части общества у Владислава Суркова. Репутации идеолога существующей политической системы, фигуры, с которой напрямую связывался процесс «закручивания гаек» и строительства «управляемой демократии». Но от этого задача, стоящая перед Володиным, не становится легче: не дать общественному протесту выплеснуться за цивилизованные рамки. Наладить диалог между властью и теми людьми, которые «разлюбили» ее. Вернее, разлюбили не абстрактную власть, а конкретного человека — премьер-министра. Удастся ли Володину реализовать важнейшую на сегодняшний день часть «плана Путина»?
Хотя вполне может оказаться, что от перемены мест слагаемых — рокировки Сурков—Володин — сумма в итоге не изменится. Ведь символ нынешней политической системы, Владимир Путин, намерен остаться. Вернее, вернуться в Кремль.