На последнем в уходящем году заседании координационного совета Общероссийского народного фронта и избирательного штаба премьера Путин рассказывал сторонникам о людях, для которых «важно не развитие, а броуновское движение». У них нет ни единой программы, ни единого лидера, рассуждал премьер, а только желание «девальвировать все, что происходит в публичной среде, выборных процессах». В ответ сомневающимся Путин придумал вэб-камеры. Которые, объяснял он во вторник, будут установлены на каждом избирательном участке — и в месте голосования, и в месте подсчета голосов — и будут работать круглосуточно. При этом «все прозрачно», «исключительно в рамках закона, никакой самодеятельности». Путин заявил о готовности встретиться с Чуровым, если надо, и развернуть дискуссию в Интернете, чтобы послушать, что еще могут предложить сетевые избиратели. «Мы еще ящики собирались установить! — обратился премьер к Щеголеву. — Давайте выделим денег на ящики. Пусть ящики будут прозрачными. Пусть все будет прозрачным!». И улыбнулся.
Министр тем временем озвучил техническую сторону (без учета ящиков): 200 тысяч камер планируется установить на 93 тысячах участков — по две камеры на избирательный пункт. Больше, по словам Щеголева, не стоит — каждая дополнительная камера сделает проект дороже на 30 — 40%. Скорость видеопотока для почти половины камер составит 512 килобит в секунду, для 33% — 265 килобит, для 17% — 128 килобит (последняя скорость запланирована на участках, связь на которых будет обеспечиваться через спутник). Помимо видеотрансляции в Сеть будет вестись запись с видеокамер, с тем чтобы, если Интернет будет перегружен и трансляция прервется, всегда можно было бы пересмотреть запись. Тем паче с 1,5 тысячи участков в воинских частях и больницах трансляцию вести не получится из-за особого режима. Для политических партий и общественных организаций вообще планируется сделать выделенный канал трансляции, дабы проблемы перегруженности Интернета их не касались совсем. Пока с экспертами так и не решили, стоит ли выводить в Сеть не только картинку с вэб-камер, но и звук, но запись звука вести планируется.
Правда, пока на складах компаний-поставщиков нет нужного объема оборудования, а на 30 тысячах участков и вовсе отсутствует доступ в Интернет, да и единого поставщика услуг связи придется брать без конкурса. Впрочем, по словам Щеголева, нужное число сотрудников и ресурсов есть только у одной компании (ее название, правда, озвучивать не стал). Стоить прозрачность выборов будет больше 14 млрд. рублей, но зато школы, в которых обычно располагаются избирательные участки, смогут между выборами пользоваться возможностями сетевых камер для собственных нужд. «Как у нас есть олимпийское наследие, так будет электоральное наследие», — сообщил Щеголев.
Правда, не обладающих министерским мышлением сторонников Путина больше интересовали не возможности вэб-камер, а их цена. «14 миллиардов — это ж бешеные деньги! Сколько станков на завод можно было бы купить! — возмущался пермский токарь Валерий Трапезников. — Им (оппозиции. — В.П.) надо — пусть Немцов сидит и всю ночь считает (бюллетени. — В.П.) на всех участках!». «Я с трудом представляю, чтоб кто-то из них занимался конкретной работой...» — съехидничал Путин. Секретарь президиума генсовета «Единой России» Сергей Неверов не сомневался, что камеры нужны, но не был уверен, что нужно обеспечивать в Интернете и звуковую трансляцию: «Наши оппоненты потребуют еще и в 3D транслировать, чтоб как в «Аватаре». «Еще и запах», — подхватил шутку ВВП. Но сообщил, что камеры предложил он, а не оппоненты, потому что «хочу опираться на мнение народа, если поддержки нет, работать не имеет смысла». И вообще надо «к минимуму свести попытки оппонентов делигитимизировать эти выборы».
Глава путинского избирательного штаба Станислав Говорухин, впрочем, тоже сомневался, что затея стоит затрат: «Сами по себе камеры выборы честными и прозрачными не сделают». По его мнению, надо воспитывать культуру предвыборных дебатов (при этом оскорблениями в эфире должна заняться специальная комиссия Общественной палаты) и поведения избирателей в Интернете. В пример неподобающих высказываний в Сети Говорухин привел цитату из блога: «В Нижнем Тагиле рабочие с „Уралвагонзавода“ все-таки выходят в поддержку „ЕдРа“ и режима. И поведет их как раз тот паренек, который к Путину обращался. В общем, едроссовский скот в лице заводских быков выходит помычать на площадь». «Этот Андрей (блогер. — В.П.)... Приходи к нам, поговорим по-мужицки!» — обиделся за коллег со своего завода почетный металлург и народофронтец Валерий Якушев. «У нас во дворе говорили, кто как обзывается, тот так и называется», — попытался успокоить сторонников Путин. «А Михал Сергеич (Горбачев, вновь занявшийся активной политической деятельностью на стороне оппозиции. — В.П.)! Бесстыдник, что он из себя корчит? Увидел бы, спросил: тебе не стыдно?!» — не хотел успокаиваться металлург. За «быков» обиделся и Трапезников: «Это я тот „паренек“, который повел на митинг. Значит, этот козел — пользуясь его словами — будет меня оскорблять... Почему мы должны идти у них на поводу?!». «В этой терминологии — быки всегда дерут козлов!» — резюмировал глава Федерации независимых профсоюзов Михаил Шмаков.
Прежде чем «драть», правда, профсоюзный лидер предложил Путину провести свою избирательную кампанию под лозунгом: «За честную жизнь!». А то, мол, сейчас нет в народе принципиальной честности — бизнесмены по мелочи нарушают Налоговый кодекс, граждане — «все, что можно нарушить». «Мы должны обеспечить идеологическую поддержку честности!» — декламировал Шмаков.
...Между тем в здании через дорогу от места встречи «фронтовиков» — в Белом доме — впервые за год открылся кабинет Дмитрия Медведева. Президент по традиции приехал на заключительное в 2011 году заседание правительства. Поздравил министров с Новым годом, пожелал их близким здоровья, «а нам — успехов, они нам потребуются». «Угостите чем-нибудь!» — обратился к кому-то следом Путин...