После того как северокорейское телевидение впервые показало дядю Ким Чен Ына в генеральской форме, возникли предположения, что это может свидетельствовать об усилении позиций этого родственника во власти.
На телекадрах показали посещение усыпальницы Кымсусан в Пхеньяне Чан Сон Тхэком, мужем сестры умершего лидера КНДР, и Чан Сон Тхэк был одет в генеральскую форму. Согласно заявлению министерства по делам национального объединения Республики Корея, которое приводит Ассошиэйтед Пресс, это первый случай появления Чан Сон Тхэка на публике в военной форме. Чан Сон Тхэк ранее занимал должность замначальника организационного отдела центрального комитета Трудовой партии Кореи. Ранее некоторые СМИ иногда даже называли его преемником Ким Чен Ира. Однако в 2004 году поступала информация, что он лишился своего поста и утратил позиции в руководстве КНДР. Летом прошлого года появились сообщения, что Чан Сон Тхэк назначен заместителем председателя Комитета обороны КНДР.
– Я бы не стал говорить, что Ким Чен Ын станет делить власть, – прокомментировал «МК» появившиеся слухи руководитель центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Александр ЖЕБИН. – Он так же, как и его отец после смерти Ким Ир Сена, будет править единолично. Но при активной опоре на круг тех людей, которые введены в состав высших партийных и государственных органов в течение двух последних лет, прежде всего на конференции правящей ТПК в сентябре 2010 г. Тогда Ким Чен Ир обновил и укомплектовал Политбюро ЦК, секретариат ЦК, военный комитет партии, в этот же период был расширен Государственный комитет обороны. Все эти деятели, разумеется, появились там с согласия Ким Чен Ира и по его инициативе. Они призваны стать не соперниками, а советниками, наставниками Ким Чен Ына. В целом, в каждой области партийного и государственного управления есть функционеры, на которых Ким Чен Ын может опираться и которые были введены в руководящие органы как раз из расчета того, что они будут его надежными помощниками, которые возьмут на себя часть груза ответственности по руководству отдельными направлениями деятельности, пока молодой руководитель не наберется достаточно опыта. Во внешней политике он, вероятно, передоверит много дел нынешнему формальному главе государства – Председателю Президиума Верховного народного собрания Ким Ён Наму и члену Политбюро ЦК, заместителю премьера Кан Сек Чу. Что касается внутренней политики, то Чан Сон Тхэк и его жена Ким Гён Хи (сестра Ким Чен Ира), безусловно, будут играть существенную роль – в кадровых вопросах, во внутренней политике. В военной вопросах он будет пользоваться советами таких военачальников, как начальник генштаба Ли Ён Хо и министр народных вооруженных сил Ким Ён Чхун. Такая система руководства практически индентична той, что была применена в КНДР в первые годы после кончины Ким Ир Сена.
Ким Чен Ына пока назвали «великим продолжателем» и «верховным главнокомандующим». До похорон вряд ли он будет принимать какие-то титулы и звания отца. Говорить, что он будет делить власть с кем-то, например, с Чан Сон Тхэком, что будет какой-нибудь дуумвират или тандем, не приходится. Есть абсолютный лидер, вокруг которого концентрируется власть. А другие члены руководства если и будут соперничать, то только за право чаще быть услышанными новым лидером. Но, конечно, члены семьи (как мы знаем из примеров Кубы и других стран) больше приближены, им больше доверяют. Так что влияние Чан Сон Тхэка может оказаться одним из наиболее весомых. Тем более, что по сравнению с другими этот руководитель значительно моложе – ему сейчас 65 лет, а большинству членов Политбюро, особенно его Президиума – за 70, а то и за 80.
При оценке вероятности перемен в будущем важно иметь в виду, что, как показал опыт самой КНДР, формальный пост, занимаемый человеком в северокорейской официальной иерархии, часто не свидетельствует о его истинном политическом «весе». После смерти Ким Ир Сена, по мере физического ухода с политической арены представителей «старой гвардии» ближайшими советниками Ким Чен Ира очень быстро стали работники не самого высокого ранга. Не престарелые члены Политбюро, не министры, а более молодые и дееспособные первые заместители заведующих наиболее важными отделами ЦК ТПК. Как раз из этого эшелона кадровых работников вышел Чан Сон Тхэк, который почти весь срок правления Ким Чен Ира занимал пост первого заместителя заведующего ключевого подразделения аппарата ЦК – организационно-инструкторского отдела, а затем возглавил специально созданный «под него» отдел административных органов ЦК ТПК.