До инаугурации Путина в качестве следующего президента России осталось более четырех месяцев. Но обычная в таких случаях интрига - кто займет другие высшие посты в государстве - практически сошла на нет. Фамилия премьера при президенте Путине стала известна еще в сентябре. А сейчас перестала быть тайной и фамилия главы путинской кремлевской администрации: во власти не скрывают, что Сергей Иванов пришел в кресло главы президентского аппарата не на четыре месяца, а на более долгий срок.
Назначение Сергея Иванова в Кремль выглядит и вполне логичным и абсолютно не логичным одновременно. Кадровый разведчик Иванов еще в ельцинские времена считался одним из самых близких соратников ВВП. Заместитель директора ФСБ Путина. Преемник ВВП на посту секретаря Совета безопасности. Первый не военный человек на посту министра обороны со времен брежневского маршала Дмитрия Устинова. Первый вице-премьер и кандидат в преемники президента Путина. Просто вице-премьер.
Сергей Иванов еще с 1998 года доказывает, что он готов выполнить любое задание Владимира Владимировича в абсолютно любой сфере деятельности. Как сказал в свое время сам Путин, их с Сергеем Ивановым связывает " чувство локтя".
Почему же тогда я считаю приход Иванова на роль главы кремлевского аппарата не очень логичным? Потому, что никто и никогда не считал Сергея Иванова великим аппаратчиком.
Нет, я вовсе не пытаюсь принизить таланты нового шефа кремлевской администрации. У него много достоинств и привлекательных черт. Развитое чувство юмора. Быстрая реакция. Личное обаяние. Великолепный английский. Внешнее доброжелательное отношение ко всем - даже к политическим соперникам и к таким не любимым в путинской России существам как журналисты. Четкость и нелюбовь к долгим разговорам ни о чем. Знание вопросов международной безопасности. Непричастность к каким-либо бизнес-проектам.
Но традиционно считается, что глава правительственного аппарата или кремлевской администрации должен обладать несколько иным набором качеств. "Аппаратчик номер один" должен быть хорошим кадровиком и уметь создавать вокруг себя сильную и разветвленную команду. Он должен быть специалистом по "неформальным” структурам управления: понимать, кто, как, с кем и против кого дружит, кто рулит финансовыми потоками и как их можно перенаправить.
Сергей Иванов был министром обороны почти шесть лет. И все эти годы его личная команда оставалась микроскопической. Ну а финансовыми потоками в военном ведомстве рулили другие. Под контроль министра они перешли лишь при преемнике Иванова Анатолии Сердюкове.
Почему же тогда Сергей Иванов все-таки стал главой президентского аппарата? Потому, что у Путина свои - отличные от традиционных - представления о роли этой должности, да , впрочем, и всех остальных должностей тоже.
ВВП посылает сигнал: мне не нужны коллеги. Мне нужны помощники и исполнители. Я намерен быть не только " сам себе президентом", но и " сам себе главой президентской администрации". В современной российской политической вселенной лишь одно солнце - Путин. Все остальные фигуры - легко взаимозаменяемы.