На встречу с партактивом «ЕР», которая состоялась в Горках, пригласили более сотни человек. Среди них не было Бориса Грызлова, который, хоть и сдал мандат депутата Госдумы, продолжает быть главой Высшего совета партии. По сведениям «МК», до тех пор пока Борис Вячеславович не получит новую должность, он будет оставаться членом Совбеза (до последнего времени Грызлов входил в Совбез как спикер Госдумы). То есть станет своего рода министром без портфеля.
Дмитрий Медведев почти всю свою вступительную речь посвятил «Единой России»: «Она должна стать более современной и мобильной, должна более жестко отстаивать интересы граждан. И для этого нам необходимо пересмотреть принципы работы партии. Необходимо партию реформировать». После этих слов стало очевидно: несмотря на то что выборы в Госдуму закончились, ДАМ не дистанцируется от партии власти. Более того, он говорил как ее лидер. Вероятно, в недалеком будущем Дмитрий Анатольевич действительно возглавит «ЕР».
Ранее о такой возможности говорил Сергей Нарышкин. В случае если сценарий будет реализован, Владимир Путин, по уже сложившейся традиции, станет надпартийным президентом, опирающимся на куда более широкий по составу Народный фронт. Фактически ВВП начал абстрагироваться от «ЕР» еще несколько месяцев назад: сначала не возглавил список партии на выборах, затем организовал свой предвыборный штаб не на базе «ЕР», а на базе ОНФ.
Но у ДАМа, видимо, будет гораздо более тесная привязка к «ЕР», чем у Путина: глава государства готов в нее вступить. Во всяком случае, именно такой вывод можно было сделать из его слов: «Необходимо, чтобы руководство „ЕР“ и лидеры „ЕР“, лидеры партийных списков на выборах были членами партии — все без исключения. Лидеры должны быть связаны с ней генетически, разделять с ней все политические риски». Единоросс Владимир Мединский спросил у президента: «Видите ли вы себя членом партии?» «Ни один руководитель, избравшийся по партийным спискам, не должен отбрасывать партию — это неприемлемо, — ответил ДАМ. — Что касается меня, то я уже говорил вначале: все лидеры должны быть внутри партии — никаких сомнений нет. Никаких исключений!»
Единороссы, комментируя заявления президента, также увязывали его возможное членство в партии с лидерским постом: «Думаю, если Дмитрий Анатольевич вступит в „Единую Россию“, то в качестве ее лидера», — заявил «МК» первый замсекретаря президиума генсовета «ЕР» Андрей Исаев. Другой замсекретаря, Юрий Шувалов, также назвал подобный сценарий «вполне логичным» и «весьма вероятным». Но если изменения и произойдут, то уже после выборов. «Пока Дмитрий Анатольевич президент — он останется беспартийным», — заявила пресс-секретарь главы государства Наталья Тимакова...
Единороссы ждут, что после слов Медведева о том, что лидеры списков должны быть членами «ЕР», в их дружные ряды вступит и Сергей Нарышкин — он возглавлял список партии в Ленобласти. Корреспондент «МК» поинтересовалась у будущего спикера Госдумы, намерен ли он получать членский билет. Ответ был неоднозначен: «Я посоветуюсь с коллегами». На вопрос «МК», когда он принял решение взять депутатский мандат и кто ему предложил стать спикером, Нарышкин ответил: «Мне было предложение со стороны лидера списка „ЕР“ (то есть Медведева. — Н.Г.), а также от коллег по партии». Кроме того, сообщил Нарышкин, он консультировался с Владимиром Путиным. «В результате я принял предложение», — резюмировал Сергей Евгеньевич. По словам источника «МК» в Кремле, Нарышкин давно понимал, что не будет главой Администрации Президента при Владимире Путине. Вопрос для Сергея Евгеньевича был в одном: какую должность он займет? Пост спикера Госдумы — с учетом того, что нынешний парламент будет гораздо более сложным, чем прошлый, — Нарышкин, по словам источника, считает «удачным приобретением». Говорят, что возглавить Думу предлагалось также главе аппарата правительства Вячеславу Володину и первому вице-премьеру Игорю Шувалову, но они отказались...
Уходящий вице-премьер Александр Жуков, который в Думе будет первым вице-спикером, отвечая на вопрос «МК», также сказал, что, прежде чем принять решение уйти в парламент, проводил консультации с премьером: «Он согласился с моим предложением». «То есть уйти в Думу была ваша инициатива?» «Да, — заулыбался Жуков. — Мне работать в Думе нравится. Я там в свое время работал десять лет...»
И Нарышкин, и Жуков также присутствовали на субботней встрече с президентом в Горках. Выступавший там секретарь президиума генсовета «ЕР» Сергей Неверов говорил о необходимости изменений: по его словам, в регионах, где партия показала особенно низкий результат, нужно существенно менять стиль работы, а возможно, и людей (имеются в виду секретари отделений). Но вот чего единороссы, по-моему, никак не могут осознать — так это того, что пора прекратить риторику в стиле «кругом одни враги», перестать видеть в митингах протеста «руку Запада» и уж тем более выставлять людей, выходящих на акции, слепым орудием иностранных недругов. «Мы не можем отдать этих людей (выходящих на улицы. — Н.Г.) на откуп проходимцам, чьи трудовые книжки лежат в Капитолии!» — восклицал на встрече с президентом Неверов. Другой оратор, Кирилл Щитов, заявил, что «Госдеп США даже уже не отказывается от того, что финансирует эти процессы» и что «важно внимательно присмотреться к тем НКО, которые получают гранты из-за рубежа». Телеведущий Алексей Пушков предложил заявить о принципе невмешательства во внутрироссийские дела, а также разработать комплекс принципов, который бы предусматривал ответные меры на каждое критическое заявление со стороны Запада. В тот момент многие из присутствующих еще не знали, что Пушкову суждено возглавить думский Комитет по международным делам, сменив его давнего председателя Константина Косачева. Эта рокировка, о которой стало известно позже, оказалась одной из самых неожиданных в Думе. Источники «МК» рассказали, что Косачев давно тяготился своим постом, желая — по вполне понятным причинам — карьерного роста. «Но он стал жертвой того, что прислушивался к интриганам, — говорит источник „МК“, — никак не мог определиться, к какой команде ему примкнуть — Путина или Медведева». По словам собеседника газеты, глава аппарата правительства Вячеслав Володин предлагал Косачеву место в аппарате, но тот отказался: «Косачев рассчитывал занять должность Приходько (помощник президента по международным делам. — Н.Г.), который, как ожидалось, возглавит МИД». Теперь, по мнению другого источника, экс-главе Комитета по международным делам, скорее всего, предложат лишь должность посла...
Но вернемся к антиамериканской риторике единороссов. Дмитрий Медведев продемонстрировал, что, в отличие от потенциальных однопартийцев (и премьер-министра тоже), не настроен на «вражескую волну»: «Улица, — сказал он, — это не Госдеп США. Улица — это настроения наших людей. И власть должна об этом прямо сказать». По словам главы государства, «произошел некий разрыв во взаимоотношениях одних социальных групп с другими»: «Этого разрыва мы допустить не можем». ДАМ признался, что нередко задумывался, о чем вспоминают граждане, когда приходят на избирательный участок, «кроме физиономий лидеров». К какому выводу он пришел, неизвестно, но точно определился для себя, что люди, заполняя бюллетень, не вспоминают, какими были восемь лет назад: «А наша кампания была построена на том, что мы сделали».
Сделал президент и еще одно признание — что нынешняя политическая модель себя исчерпала: «Ее нужно менять. Но мы не слепые и не глухие. Мы сами должны возглавить этот процесс. Категорически недопустимо, чтобы произошла делегитимация власти. Для нашей страны это означает одно — развал государства». И тут Медведев вновь разошелся в оценках с Путиным: незадолго до выборов, на встрече с членами «Валдайского клуба», тот сказал, что нынешняя политическая модель себя еще не исчерпала. Хотя недавние заявления премьера на «прямой линии» — об изменениях в системе назначения губернаторов и либерализации законодательства о партиях — показывают, что отчасти ВВП свою точку зрения изменил.