Вообще-то спикера депутаты должны избирать сами на первом же заседании, и формально голосование состоится лишь в среду, 21 декабря, но это будет лишь формальностью.
Если ознакомиться с Законом о статусе депутатов Госдумы и регламентом нижней палаты парламента, становится очевидно: в России спикер (английское слово давно заменило в обиходе длинное и многозначное «председатель») существенно «приподнят» над своими коллегами-депутатами. Он получает не министерскую, как они, а премьер-министерскую зарплату. Как и премьер-министр, он является охраняемым лицом. Кортеж, машины сопровождения... Обитает спикер в специальной, тоже особо охраняемой зоне на шестом этаже т.н. «старого здания» Госдумы (бывшее здание Госплана), там же расположен парадный зал для приемов — Ореховый, где главный депутат встречает иностранные делегации и прочих гостей. Полномочия спикера во многом именно представительские: он — лицо парламента и его посредник в отношениях с президентом, правительством, Советом Федерации, высшими судебными инстанциями, Генпрокурором, уполномоченным по правам человека и т.д., и т.п. А также — с парламентами иностранных государств и международными организациями.
Изначально главное, для чего британские парламентарии еще в XIV веке придумали и избрали себе спикера, — это необходимость иметь человека, который вел бы заседание, следил за соблюдением правил, стоял бы «над схваткой» в переносном и в прямом, если понадобится, смысле. Первым среди полномочий российского спикера значится именно такое: «ведет заседания палаты». Борис Грызлов в последние несколько лет делал это эпизодически: утром, во время т.н. «разминки», обсуждения повестки дня, и вечером, во время «часа голосования». Вся тяжесть многочасовой работы с залом ложилась на плечи первого вице-спикера, депутата всех созывов Олега Морозова. Теперь первым вице- сделали Александра Жукова, а Олега Морозова «понизили» до «просто вице-». Трудно сказать, насколько часто будет вести заседание сам г-н Нарышкин. Да, г-н Жуков в Думе работал довольно долго и оставил по себе хорошую память, правила здешние знает не понаслышке, но если, как сказали его однопартийцы, он «поглощен подготовкой к Олимпиаде», едва ли хозяйство удастся свалить на него.
Вообще-то спикер должен быть подчеркнуто нейтрален, брать слово сам не может, и показывать свои партийные и личные предпочтения во время заседания ему запрещено. Но на деле так не получается — или получается, но не всегда, тем более что спикер
Кстати, из прошедших в Думу нового созыва «медвежьих» вице-спикеров (Юрий Волков, Надежда Герасимова, Валерий Язев и Олег Морозов) свой пост сохранил лишь г-н Морозов, да и то в «пониженном» варианте простого заместителя председателя. Их места займут экс-вице-мэр Москвы Людмила Швецова и секретарь президиума Генсовета «ЕР» Сергей Неверов. Еще три вице-спикера будут представлять оппозицию: КПРФ (скорее всего, это Иван Мельников), ЛДПР (похоже, Игорь Лебедев) и «СР» (Николай Левичев).
Среди прочих важных полномочий главы палаты можно назвать право назначать руководителя аппарата Госдумы и его заместителей (с согласия Совета Думы). А также право единолично определять, какому комитету направить тот или иной поступивший в парламент законопроект, — ведь сначала все они поступают именно в секретариат спикера... Грамотно используя это полномочие, можно регулировать законодательную работу палаты, оставаясь формально в стороне. Г-н Грызлов успешно этим и занимался, отправляя спорные, но важные для правительства или президента документы (иногда — с учетом мнения профильных министров) в тотально «свои» комитеты, к проверенным, надежным председателям, которые полностью контролируют процесс на своем участке и сделают все как надо. Сейчас, когда комитетов у «ЕР» меньше (15 из 29 вместо 26 из 32) и возможностей обеспечить устойчивое большинство голосов в каждом комитете при каждом голосовании меньше, это полномочие спикера-единоросса становится особенно ценным.
Как и ожидалось, наполеоновские планы резко сократить число комитетов (несколько месяцев назад называлась цифра 20) окончились пшиком. Хороших людей всегда больше, чем постов, а в этой Думе — тем более, да и партиям убедительного меньшинства было сразу решено отдать почти половину — 14 (6 коммунистам и по 4 — «СР» и ЛДПР). Поскольку вплоть до последнего момента единороссы и их начальники в Кремле и Белом доме не могли определиться, что они берут себе, а что — отдают оппозиции, ситуация менялась не день ото дня — час от часу. Окончательный список комитетов и то, какие именно достанутся меньшинству, мы узнаем лишь 19 декабря. Пока известны лишь названия и главы тех комитетов, которые возглавили депутаты из «ЕР».
Только трое сохранили свои кресла: Владимир Плигин (Комитет по конституционному законодательству), Андрей Исаев (Комитет по труду и соцполитике), Павел Крашенинников (Комитет по законодательству). Комитет по бюджету отдали Андрею Макарову (два созыва им руководил Юрий Васильев); поста главы Комитета по финансовому рынку лишился Владислав Резник, казавшийся непотопляемым, — его место заняла Наталья Бурыкина, работавшая до того в Бюджетном комитете. Евгения Федорова на посту главы Комитета по экономической политике сменил Игорь Руденский (депутат нескольких созывов, в уже далеком прошлом — бизнесмен). Комитет по транспорту возглавил Евгений Москвичев, президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков, в прошлом — замминистра транспорта. Говорят, его очень лоббировал глава Минтранса Игорь Левитин. Комитет по делам Федерации слили с Комитетом по местному самоуправлению, и его возглавил Виктор Кидяев, пришедший несколько лет назад в Думу с поста главы местной администрации. Комитет по аграрным вопросам возглавил Николай Панков, Комитет по культуре — глава предвыборного штаба кандидата в президенты Путина Станислав Говорухин, Комитет по регламенту и организации работы Думы — Ильдар Габдрахманов, до того — замглавы Комитета по труду и социальной политике. А Комитетом по делам национальностей, в прошлой Думе доставшимся коммунистам, станет руководить Гаджимет Сафаралиев, дагестанец, членкор РАН, депутат Думы прошлого созыва...
Среди «чисто политических» по сути назначений — Владимир Бурматов, советник секретариата президиума Генсовета «ЕР», в роли главы Комитета по образованию, и Ирина Яровая, зампред Комитета по конституционному законодательству, — член президиума Генсовета партии. Хотя, конечно,
Двум бывшим председателям комитетов (Вячеславу Тимченко и Отари Аршба) предложено утешиться тем, что они станут главами внутрифракционных групп «ЕР» — это дает право на хороший кабинет. А групп таких будет по-прежнему 4. Две других получили в управление Дмитрий Савельев и Николай Булаев.