О своих решениях главный российский кандидат в президенты объявил на заседании координационного совета ОНФ. Для начала, впрочем, он высказался на неприятную для некоторых единороссов тему: «Мы видим, что происходит в некоторых регионах — там, где не прошли в Думу партийные функционеры, но прошли представители ОНФ. На них начинают оказывать давление, чтобы они сдали мандаты (в пользу партийцев — Н.Г.). Я отношусь к „Единой России“ с нежностью, но такие вещи неприемлемы. Поэтому прошу не поддаваться давлению и мандаты не сдавать. В Думу должны прийти те, кто победил». Ответственным за прекращение безобразия премьер назначил Бориса Грызлова. Ну а затем перешел к тому, ради чего «все здесь сегодня собрались».
«Как вы знаете, создаются структуры, которые называются штабами кандидатов в депутаты, в президенты», — сказал Владимир Владимирович. Его штаб должен «носить открытый характер»: «Если вы не против, я бы хотел, чтобы штаб вашего покорного слуги был создан на базе ОНФ». Ну, конечно же, присутствующие были не против. А если кто и возражал, то исключительно мысленно.
Решение Путина было вполне логичным: масштабы Народного фронта — это ого-го! «Единая Россия» — тем более с ее неубедительной победой на выборах в Госдуму — такой масштаб обеспечить при всем желании не смогла бы. Фактически партию власти смял Народный фронт. Теперь цель создания ОНФ, который появился на свет еще весной, становится окончательно понятна: уже тогда ВВП рассчитывал опереться на него в ходе президентской кампании. А вот дальнейшая судьба «ЕР», которая, хоть и выдвинула премьера в президенты, но оказалась задвинута на второй план, остается туманной. Но это уже отдельный разговор.
«Я бы хотел, чтобы штаб был сформирован из людей, которым люди доверяют», — сказал кандидат. Первым таким человеком в его списке значился Станислав Говорухин, которому и было предложено возглавить избирательный штаб: «Станислав Сергеевич известен как человек открытый и принципиальный. Он неоднократно меня критиковал за те проблемы, которые решить не удалось», — так охарактеризовал режиссера ВВП. Ранее источники «МК» говорили, что, выбирая кандидатуру на пост главы своего штаба, Путин хочет сделать «красивый ход» и что «решение будет неожиданным». Так и оказалось. Хотя если подумать, то все было не так уж непредсказуемо: именно Говорухин на съезде «ЕР» первым произнес прочувствованную речь в адрес ВВП и попросил его дать согласие баллотироваться в президенты.
Глава кабмина перечислил и других граждан, «которым люди доверяют», и которые, соответственно, вошли в его штаб: это Леонид Рошаль, ветеран Афганистана, руководивший группой «Вымпел», Алексей Романов (он тоже выступал на съезде в поддержку Путина), отвечавший за подготовку Народной программы сенатор Николай Федоров, почетный металлург Валерий Якушев (также говорил на съезде речь), глава организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков... По мере того как кандидат перечислял «штабных работников», складывалось впечатление, что видных функционеров партии власти в составе штаба нет. Но позже пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков сообщил, что единороссы, конечно же, в штаб войдут. Известно, например, что в их числе будет секретарь президиума генсовета «ЕР» Сергей Неверов. На вопрос «МК», кто еще и в каком количестве, Песков ответил, что окончательной ясности пока нет, поскольку формирование штаба не закончено.
Между тем журналисты с удивлением для себя обнаружили среди приглашенных лидера партии «Патриоты России» Геннадия Семигина. В списке присутствующих его фамилия значилась аккурат в той колонке, где перечислялись члены штаба. «МК» поинтересовался у Дмитрия Пескова, каким образом Семигин попал в штаб Путина. «Патриоты России» — это партия, склонная к поддержке фронта. Присоединились (к ОНФ. — Н.Г.) они недавно«, — пояснил Песков. Произошло это до или после выборов, пресс-секретарь ответить затруднился. Источники в «Патриотах России» сказали «МК», что Геннадия Семигина приглашали на мероприятие с участием премьера с формулировкой «на подведение итогов выборов». От дальнейших комментариев собеседники в партии воздержались.
Но вернемся к Станиславу Говорухину. Предложение Путина возглавить штаб он назвал «весьма неожиданным»: «Конечно, это высокая честь. Если рассматривать искусство политики и режиссуры как смежное искусство, то для меня это новый жанр».
Говорухин честно предупредил ВВП, что тот, возможно, выбрал не того человека: «Опыта у меня немае». И попросил кандидата поделиться со своим штабом на предмет того, какой он видит кампанию: «Вы, конечно, можете ответить как Суворов, когда его спросили о планах: „О том, что знает моя голова, не должна знать даже моя шляпа“. Но со штабом вы должны быть откровенны». Путин пообещал, что так все и будет.
Председатель общественной организации "Деловая Россия" Борис Титов выступил с инициативой создать на базе избирательного штаба Путина отдельный штаб бизнеса, который бы тоже работал на поддержку кандидата, но уже в своей среде. Титов, конечно, мог пойти еще дальше и предложить создать уже на базе штаба бизнеса еще три штаба: штаб крупного бизнеса, штаб среднего бизнеса и штаб бизнеса малого. Однако оратор вовремя остановился. Но и сказанного было достаточно для того, чтобы на предпринимателя набросился, аки коршун на зайца, глава ФНПР Михаил Шмаков: «Будет штаб бизнеса, потом еще штабы возникнут — пекарей, сантехников. Они будут работать не в унисон!» «Но вообще, штаб сантехников не помешал бы — с учетом ситуации в ЖКХ», — оживился Путин. Однако у Шмакова была своя идея: организовать в поддержку кандидата сбор подписей, несмотря на то что по закону этого не требуется — ВВП выдвинула парламентская партия. Заодно, сказал профсоюзный босс, было бы неплохо поинтересоваться мнением людей о программе ОНФ.
Вообще-то, когда возникла идея программы, предполагалось, что ее составят на основе пожеланий граждан. Фронтовики совместно с единороссами даже проводили сбор наказов от россиян. Так зачем же спрашивать у народа мнение о том, что уже давно готово и даже именуется «Народной программой»? Путин на это ответил: «Что касается сбора подписей, то, действительно, по закону это не нужно. Но если вы считаете, что можно по каналам ОНФ выйти на более широкое обсуждение самого движения, программы, то, мне кажется, это было бы полезно». Как премьер отнесся к идее сбора подписей, осталось неясным. Пресс-секретарь премьера пояснил «МК», что если какие-то организации, присоединившиеся к ОНФ, захотят подписи собирать, то вполне могут это сделать. Но о масштабной кампании по сбору автографов речи не идет...
Шмаков продолжал выступать. Пламенно, страстно! По мнению лидера ФНПР, на выборах в Госдуму власть проиграла информационную войну: «За два месяца до выборов в Интернете писали и говорили, что результаты кампании сфальсифицируют и тогда надо будет выйти на улицы. Выходят». После такого пропагандистского провала, заявил Шмаков, «надо покончить с политическим благодушием» и усилить контрпропаганду.
Тут премьер-министр высказался на предмет массовых митингов последних дней: «Если люди действуют в рамках закона, то никто не должен их ограничивать». В противном случае, продолжил ВВП, правоохранители должны «наводить порядок всеми возможными способами». Далее речь зашла о составе участников акций протеста: «Часть организаторов действуют по известному сценарию, и у них узкокорыстные политические цели». Впрочем, подавляющее большинство граждан, добавил Путин, «не хочет хаоса, как в Киргизии или на Украине». Досталось от кандидата и госсекретарю США Хиллари Клинтон: «Она назвала выборы в России нечестными и несправедливыми, даже не дожидаясь их результатов, данных БДИПЧ! Она задала тон некоторым нашим деятелям внутри страны, дала сигнал. Они этот сигнал услышали и при поддержке Госдепа США начали активную работу».
Глава «Союза женщин России» Екатерина Лахова горячо поддержала премьера в его негодовании: «Хиллари Клинтон, видимо, прорвало. Мы с вами давно уже говорили о грантполучателях (имеются в виду НКО, получающие западные гранты. — Н.Г.). Но мы и сами себя дискредитируем». Тут главная женщина России перечислила несколько НКО, которые получают средства не только из-за рубежа, но и из российского бюджета. То есть из ее речи выходило, что «враги» проникли в тыл российской политики гораздо глубже, чем можно было предполагать. «Когда мы деньги из федерального бюджета выделяем тем организациям, которые уже подкормлены, — это хорошо, — продолжала Лахова. — Но надо и о других (то бишь, исключительно о своих, российских — Н.Г.) думать. Это проблема тех „прыщей“ наверху, которые распределяют деньги». При этом, развивала свою мысль оратор, деньги, которые идут на финансирование НКО, не должны использоваться для вмешательства во внутриполитические процессы. Владимир Владимирович, естественно, воспринял слова Лаховой с одобрением: «Защитить свой суверенитет мы обязаны, и нужно будет подумать над совершенствованием законодательства, усилением ответственности тех, кто исполняет задачи иностранного государства по влиянию на внутриполитические процессы».
Так Екатерина Лахова встала грудью на защиту российского суверенитета.