Символом уличных акций последних дней в Москве стал барабан. В первый раз наш корреспондент увидел этот инструмент в руках у оппозиционера во время понедельничного митинга на Чистых прудах. Во вторник представители прокремлевских молодежных движений высадили «десант барабанщиков» на Триумфальной. Несогласные ответили им своей барабанной дробью. Так что у послевыборных митингов есть шанс получить название «барабанного противостояния». В природе феномена разбирались журналисты «МК».
В понедельник корреспондент «МК» лично видел барабан у протестующих на Чистых прудах. При этом на самом митинге инструмента слышно не было. Зато после начала импровизированного шествия в сторону ЦИКа он появился в толпе в руках у щуплого активиста. «Это наш город!» — кричали протестующие, идя на прорыв цепи ОМОНа на Мясницкой улице. Барабан выстукивал соответствующий ритм.
А во вторник прокремлевская молодежь, которую выставили на Триумфальной для баланса оппозиционерам (хотя на практике это вылилось в прямые столкновения), принесла примерно 500 барабанов, чтобы заглушить крики оппозиции. Главными «музыкантами» стали представители движения «Сталь», которое в свое время прославилось тем, что во время форума «Селигер» насадило на колья головы не нравящихся ему политических деятелей и правозащитников.
По словам руководителя движения «Сталь» Олега Соколова, идея использовать барабаны в массовых акциях пришла на небезызвестном июльском форуме «Селигер-2011»: «В первую очередь это звуковой эффект для того, чтобы обратить на себя внимание. В случае на Триумфальной площади — чтобы заглушить оппозицию. Этого нигде не было, идея нам показалась оригинальной. На последний „Селигер“ мы просто так привезли два барабана, взятых у футбольных фанатов, мысль об их применении появилась по ходу дела», — рассказывает г-н Соколов.
В течение шести месяцев после молодежного лагеря участники движения не раз опробовали барабанную технологию. Дебют был в Твери около горадминистрации, которая не могла наладить горячее водоснабжение. «Барабанили мы около двух недель. Были и одиночные барабанные пикетные, и массовые выступления», — вспоминает Соколов. Потом в других городах активисты барабанили около детских садов, занимаемых коммерческими организациями, торговых точек, продающих запрещенные курительные смеси, и казино. Как правило, на таких мероприятиях барабанило от 5 до 20 человек.
По словам Соколова, участие прокремлевских активистов в столкновениях на Триумфальной «было спонтанным». Дескать, увидев призывы оппозиции в соцсетях выходить на площадь, собрались и отправились туда. При этом, как обмолвился глава «Стали», «генеральная репетиция прошла на Манежной площади, на «Форуме гражданских активистов» (имеется в виду мероприятие «Наших» и Ко, на которое на три дня, с 4 по 6 декабря, молодых людей свозили со всей России). «Там были ребята из 30 регионов, — говорит Соколов. — Многие приехали со своими барабанами. Сделали шутливую импровизацию, сыграли имперский марш из «Звездных войн».
На Триумфальную сторонники нечестных выборов принесли около 500 барабанов — по их словам, «профессиональных маршевых».
Что касается всех запасов этих инструментов у движения, Олег не захотел раскрывать цифры «из-за идеологических врагов». Хотя отметил, что все имеющееся музыкальное богатство они приобрели за довольно короткий срок — полгода.
Сколько же стоят такие игрушки? По словам продавцов одного из крупных музыкальных магазинов, маленькие маршевые барабаны можно купить за сумму от 3 до 4 тыс. руб., большие стоят
Кстати, часть барабанов так и осталась валяться на Триумфальной.
И еще о развитии событий во вторник вечером: через полтора часа после того, как оппозиция и «нашисты» встали на площади, «отряд» сторонников власти во главе с барабанщиками двинулся навстречу плотным рядам несогласных. Сначала началась словесная перепалка, но, видимо, по обеим сторонам баррикад решили, что одних слов будет недостаточно. К этому времени уже и в распоряжении несогласных оказалось два барабана чуть меньшего размера. Правда, некоторые сторонники такой артефакт не оценили: мол, нечего повторять за «всякими нашистами». Сотрудники полиции, изначально равнодушно игнорировавшие происходящее, вмешались в дело сразу, как только у сторонников власти стали вырывать и ломать барабаны, и началась потасовка — полетели пластиковые бутылки, а вслед за ними и зажженный файер.
«Не стоит бить со всей дури»
Маршевый барабан в «мирной жизни» используется исключительно духовыми оркестрами как на парадах, так и при игре, скажем, в парках (в советское время часто изображался на карикатурах как символ пьяного похоронного оркестра). Бывают самых разных размеров: начиная от бас-барабана (для которого существует складная подставочка) и заканчивая тенорами с упором для бедра.
Конкретные фирмы, чьи изделия принесли на Триумфальную, называть не будем, хотя на фото в различных СМИ бренды хорошо читаются. Звоним дилеру сети магазинов — именно они поставляют эту марку в Россию: «Это китайские барабаны, сделанные по лицензии».
Что интересно: ни в одном музыкальном магазине даже нескольких маршевых барабанов в наличии нет. Только под заказ. И поставка в 2012 году. Редко-редко обнаруживались одна-две модели малых: «Понимаете, — рассказывает продавец, — они у нас расходятся как горячие пирожки в детские сады для утренников и елок, а также в обычные школы...».
Что до качества этих творений — нас консультирует гендиректор серьезного магазина музыкальных инструментов, у которого отовариваются ведущие оркестры и даже Большой театр: «Ничего хорошего про эти барабаны сказать не могу. Более дешевые найти на нашем рынке трудно. Максимум они могут быть использованы новичком в качестве начального инструмента».
Что же отличает ширпотребный инструмент от нормального?
Первое. Китайцы экономят на материалах: банально идет меньше металла (из-за чего, кстати, барабан начинает меньше весить — и его с удовольствием берут на вооружение те же футбольные болельщики). Если все нормальные фирмы используют для корпуса-резонатора клен, то китайцы, как правило, обходятся тополем (фанера, причем тонкого слоя) или вообще, прости господи, оргалитом. Зато ярко и блестяще.
Второе. Такая «засадная» болячка, как винты, натягивающие пластиковую мембрану. Особенно в маршевых барабанах мембрану приходится подтягивать куда чаще, чем где бы то еще (какой силы и частоты удар) — а резьба на винтах из-за плохого качества стали просто срывается.
Третье. Приличные бренды лакируют свои инструменты в три слоя, китайцы же просто ламинируют пленкой, которая может начать отходить от случайного прикосновения ногтем.
Все это, вместе взятое, сказывается как на тембре барабана, так и на его сроке годности. «Важны цели, для чего инструмент брали, — замечает наш спикер, — если пошуметь и выбросить — конечно, для этого не надо покупать барабаны по 1000 евро за штуку».
Известный ударник Дмитрий Власик из ансамбля Марка Пекарского заметил, что перед использованием барабанов в уличных акциях неплохо было бы провести среди новоявленных музыкантов инструктаж.
— Что делать нельзя? — объясняет Дмитрий «МК». — Большой маршевый барабан должен висеть на ремнях ровно: вес его немаленький, и, например, мне с весом в 65 кг через полчаса было играть уже некомфортно, а если он и криво висит при этом, давя на плечи... Удар не должен идти вскользь — это может повредить и руки, и палку сломать: палка как бы стоит параллельно инструменту, а сила удара в момент касания должна идти строго перпендикулярно. Профессиональные музыканты всегда экономят силу (для этого и колотушка специально сбалансирована, чтобы усиливать небольшую силу руки), не стоит бить со всей дури...
ИЗ ДОСЬЕ «МК»
КАК ШУМЯТ НА ДЕМОНСТРАЦИЯХ
БАРАБАНЫ: Ударные инструменты гремели осенью в Нью-Йорке на протестных акциях «Оккупируй Уолл-стрит». Как пояснили «МК» представители движения, игрой на барабанах привлекалось внимание к манифестациям: «В определенный момент это стало беспокоить жителей окрестных домов, поэтому пришли к договоренности о том, что „барабанщики“ будут барабанить не больше четырех часов в день».
В Токио местные участники аналогичных акций также оглушительно стучали в традиционные японские барабаны, призывая окружающих присоединиться к их демонстрации.
ВУВУЗЕЛЫ: После того как на футбольном ЧМ-2010 по всему миру прославились южноафриканские вувузелы, польский профсоюз «Солидарность» решил использовать вувузелы на своих митингах и демонстрациях. Представитель профсоюза объяснил это тем, что на молчаливые протесты или тихие речи мало кто обратит внимание.
Эти духовые инструменты с пронзительным звуком использовали в июле 2010 года участники акции протеста у лондонской штаб-квартиры компании ВР (в связи с разливом нефти в Мексиканском заливе).
ПУСТЫЕ КАСТРЮЛИ: Работницы текстильной промышленности и фабрик по пошиву одежды в Нью-Йорке стали пионерами шумных манифестаций — 8 марта 1857 г. в знак протеста против неприемлемых условий труда и низкой зарплаты они устроили марш пустых кастрюль, сопровождавшийся шумом и звоном от ударов в кухонную посуду.
Пустые кастрюли использовались на демонстрациях в Чили во времена Альенде и в Аргентине во время экономического кризиса в 2001 году. А во время последнего кризиса исландцы устроили «революцию кухонной утвари» — стучали в кастрюли и сковородки.
СВИСТКИ: Летом грузинские журналисты использовали в знак протеста свистки на демонстрации у Глданской тюрьмы в Тбилиси в связи с «делом фотографов», обвиняемых в шпионаже. Акция прошла на фоне свиста в течение семи минут. Белорусская оппозиция летом тоже призывала своих сторонников выходить в День независимости на акции со свистками. Во время понедельничного митинга на Чистых прудах также использовали свистки.