Алексей МАЛАШЕНКО, политолог из Московского центра Карнеги:
— В той же Чечне, к примеру, не проголосовать за «ЕдРо» — просто опасно для жизни и здоровья. Местной элите нужно обязательно отчитаться о лояльности к правящей партии. Потому что они в глубочайшей зависимости от дотаций из федерального бюджета. И никак не могут себе позволить потерять их. Но вот какой интересный момент. На результаты голосования по республикам Северного Кавказа наверняка повлияли недавние выборы президента в Южной Осетии. Произошел южноосетинский эффект. И население российского Кавказа, я уверен, задумалось: а чем мы хуже кударцев, южноосетин, которые проголосовали, как захотели. Я не верю, чтобы в Северной Осетии после того, что произошло в Южной, все радостно кричали «За «ЕдРо». Поэтому я думаю, что фальсификации в северокавказских республиках очень большие. Но там это никак не проверить. Когда-нибудь мы узнаем правду. Думаю, что скоро с Кавказа будет приходить очень интересная информации о ходе выборов и подсчете голосов.
Роман СИЛАНТЬЕВ, политолог, исследователь ислама:
— Во многом северокавказские республики — это особые территории, в которых ситуация кардинально отличается от той, что в других регионах России. Так сложилось, что там высокий уровень контроля местной власти над настроениями населения. И чтобы не портить отношения с властью, люди голосуют за «Единую Россию». Идет поддержка того же президента Чечни Кадырова и прочих политических лидеров, а не конкретно «ЕР».
То же в общем-то касается и Татарстана с Башкирией. Это особенность всех мусульманских субъектов. В них демократия в нашем понимании управляемая. У главы республики есть возможность повлиять на население. Вот это как раз более восточная модель управления. Ее отличительная особенность — показательное единомыслие.
Башкирский политолог Альберт МИФТАХОВ:
— Выборы в Башкирии стали своеобразным вотумом доверия новому президенту региона Рустэму Хамитову. Выборы при Хамитове сильно отличаются от голосования при прошлом президенте Рахимове. Раньше у нас были тотальные фальсификации, невиданные. Теперь, по моим наблюдениям, такого не было. Хамитов пытается претворить в жизнь новый курс. Впервые за 20 лет в Башкортостане открылись новые детские сады, ремонтируются дома, открываются новые производства. В принципе рейтинг Хамитова и процент за «Единую Россию» совпадают.
В Татарстане ситуация схожа с Башкирией. Там тоже относительно новый президент. Как я понимаю, он пользуется доверием населения, а значит, и партия власти получает высокий процент. А на Кавказе все совсем просто. Я знаю, как там проходят выборы. Глава администрации какого-то района встречается со старейшинами, обещает им при голосовании людей за «Единую Россию» новые дороги, школы. Старейшины указывают членам своего рода, тейпа голосовать за «Единую Россию». Молодые члены рода ослушаться старших не могут.