Стать наблюдателем «со стороны», не имея знакомых в местных ячейках одной из участвующих в выборах партии, можно было двумя способами. Ассоциация «Голос» предлагала статус наблюдателя от средства массовой информации. В результате у многих добровольцев «Голоса» постоянно возникали проблемы с допуском на участок — приходилось преодолевать сопротивление председателей УИК, доказывать свое право на наблюдение.
Альтернативную возможность предоставляла партия «Яблоко» — к присутствию представителей партий в избиркомах давно привыкли и они вызывают значительно меньше раздражения у членов комиссий. В отличие от коллег по политической борьбе объединенные демократы предлагали легкую и понятную процедуру получения наблюдательского статуса: заполняешь несложную форму в Интернете, где-то за неделю до голосования приходишь в центральный офис партии на инструктаж, там же получаешь бейдж и направление на участок. Плюс к тому для облегчения работы наблюдателя выдают «шпаргалки» по основным этапам работы участковых избирательных комиссий, списки наиболее частых нарушений. Если этого мало, то всегда можно обратиться за советом юриста на «горячую линию». В результате «Яблоку» удалось собрать в Москве и области порядка 3500 волонтеров.
Уже слушая рассказ юриста на инструктаже, начинаешь понимать, что действительно поймать кого-либо за руку вряд ли получится: слишком мало у наблюдателя полномочий и слишком много мелочей он должен отслеживать одновременно. При этом закон запрещает присутствие более одного наблюдателя от одной партии на участке, так что рассчитывать можно только на себя и на ответственность коллег, представляющих другие партии.
Но больше всего в словах юриста поражает та спокойная уверенность, с которой повествуется о вопиющих нарушениях, с которыми обязательно придется столкнуться. То есть все всё знают заранее, но ничего сделать не могут. Из приведенных примеров успешных действий наблюдателя становится понятно, что нужно либо рассчитывать на удачу, либо необходимо совершить подвиг, бросившись грудью на вброшенную стопку бюллетеней во время подсчета голосов.
На участке, правда, выясняется, что члены УИК не такие страшные демоны, только и думающие, как бы поглумиться над священным выбором россиян. Милые по большей части люди, нестыковки у которых происходят как бы случайно. В случае с московским участком 2937 не смогли вывесить на стенд информацию о партиях и выдержки из законов и кодексов, регламентирующие выборный процесс. С урнами для выездного голосования вели себя также крайне вольготно: несколько раз выезжали с ними за пределы участка, отказываясь при этом составлять соответствующие акты («заполним вечером, когда обойдем все квартиры»). В перерывах между поездками переносные урны держали в недоступном для наблюдателей помещении.
Но и то, и другое можно объяснить рассеянностью или недостаточным знанием процедуры. По-настоящему же крупных нарушений, вроде вбросов и «каруселей», по ходу процесса голосования мне к середине воскресенья заметить не удалось, хотя СМС-рассылка «Яблока» и сообщала тревожно: «ВНИМАНИЕ! Идет незаконное голосование лиц, имеющих либо ярко-желтые обложки паспорта либо прозрачные с надписью «Я сделал свой выбор».
Такие эсэмэски взбадривают постепенно падающих духом наблюдателей-энтузиастов: им приходится нелегко. С начала восьмого утра и до глубокой ночи нужно следить за кучей вещей: заглядывать в урны для голосования, проверять наличие штампов и подписей на пломбах, просматривать реестры голосующих, отлавливать незаконных агитаторов, наблюдать каждый момент опускания бюллетеня в урну на предмет вброса, следить за подсчетом голосов и правильностью составления актов. При этом председатель комиссии обязательно ограничит зону, по которой наблюдатель может перемещаться: «чтобы избежать давления на избирателей и обеспечить тайну голосования».
Вероятно, из-за всех этих сложностей опытные, берущие за свой труд деньги наблюдатели, познавшие истину сакрального процесса голосования, не особо переживают из-за происходящего, а предпочитают мирно скучать на отведенном им месте. На участке 2937 кроме делегата от «Яблока» присутствовали представители трех партий. Активист от «ЕдРа», поскучав с утра, вторую половину дня ездил с выездной комиссией, любознательный защитник интересов КПРФ читал учебник по философии для начинающих на английском языке и болтал с другом — членом УИК. Наконец мужчина, направленный «Патриотами России», никак не смог проявить себя. Опоздав на полтора часа к началу голосования, оставшееся время он просидел на стуле, глядя перед собой.