Перед началом съезда лимоновцы раздавали всем желающим свистки. Желающих, прямо скажем, не наблюдалось. Соответственно, на съезде не было слышно ни одного свистуна. Зато полным-полно было крикунов. Представители «Молодой гвардии», которых собралось аж 7 тыс. человек (из 11 тыс.), поддерживали Владимира Путина как могли — то есть во все горло.
Сначала, впрочем, свое мнение о будущем кандидате в президенты высказали уважаемые люди: Станислав Говорухин говорил от имени интеллигенции, глава «Деловой России» Борис Титов — от имени бизнеса, полковник ФСБ Алексей Романов олицетворял силовиков, многодетная мать Наталья Кохановская — соответственно, матерей, а пенсионер и бывший сталевар Валерий Якушев — от российских пенсионеров и рабочих. Стоит ли говорить, что мнение этих граждан о ВВП было исключительно позитивным, даже восхищенным. Станислав Говорухин вспомнил слова Солженицына, «который двадцать лет назад возмутил интеллигенцию, заявив, что молодой демократии нужна сильная рука». В феврале
«Пу-тин! Пу-тин!» — вновь взорвался криками зал. Премьер по-прежнему не откликался. На сцену вышел Борис Грызлов. И понеслось. «Для нас принципиально важен результат думских выборов. Наши оппоненты по-прежнему действуют по принципу „чем хуже — тем лучше“. Откуда в этом избирательном цикле взяться ответственной оппозиции? — вопросил спикер Госдумы. По-моему, он даже хотел воздеть руки к потолку, но в последний момент передумал. — Ни одна из оппозиционных партий не претендует на лидерство, но ради нескольких лишних мандатов они готовы поставить на карту мир и безопасность людей». Вот тут бы хотелось получить разъяснение — кто из оппозиционеров и каким образом ставит на карту «мир и безопасность». Но пояснений не прозвучало.
Свою речь Грызлов закончил тем, что предложил выдвинуть Путина единым кандидатом в президенты от партии власти и ОНФ. И это лукавство. Народный фронт, не будучи партией, лишен права выдвигать кандидата. Поэтому с юридической точки зрения единственной силой, выдвинувшей ВВП, является «ЕР». Появление в ее «компании» ОНФ объясняется просто: надо продемонстрировать гражданам, насколько широка поддержка премьера в стране.
Дмитрий Медведев сделал неожиданное признание: оказывается, тот факт, что он возглавил список «ЕР» на думских выборах, — для него большая честь. «Сегодня на основании моего предложения и только что принятых решений происходит выдвижение Владимира Путина кандидатом в президенты, — сказал Дмитрий Анатольевич. — Путин — самый популярный, опытный, успешный политик, ему доверяют большинство граждан страны и связывают с ним свое будущее. Я желаю Владимиру Владимировичу удачи. Во всем!» Медведев широко улыбнулся. Это была совсем не та неуверенная улыбка, которую мы наблюдали на съезде «Единой России» 24 сентября. «Пу-тин! Пу-тин!» — раздались очередные крики радости. Медведев продолжал улыбаться. А также говорить. Об оппозиции. «Не секрет, что „ЕР“ со всех сторон атакует оппозиция. Зачастую это обычная демагогия и вранье. Но, несмотря ни на что, „ЕР“ остается самой популярной партией — и ее сила в правде. Сделано уже очень много! И это правда! В этом наша сила!» Хорошо, что Михаил Прохоров сошел с политической дистанции. А то можно было бы заподозрить Медведева в использовании слогана «Правого дела». «Посмотрите, что творится вокруг нашей страны!» — воскликнул оратор и рассказал об экономических ужасах, происходящих в Европе и США. «Наша страна уверенно держится на стабильном курсе. У нас в нынешнем году будет самая низкая инфляция начиная с
Это был какой-то новый Дмитрий Анатольевич. Нападающий на оппозицию, хотя до сих пор старался быть «над схваткой». Не без злорадства говорящий о проблемах Европы, Медведев на съезде выступил с абсолютно путинской жесткой риторикой. Впрочем, все это объяснимо: будучи лидером списка «ЕР», ДАМ уже не может быть «над схваткой». А что касается путинской риторики — так ведь электорат у партии власти именно путинский. И все равно — это выступление президенту, если так можно выразиться, «не шло».
Зато Владимир Путин был вполне в своем стиле. Оппозиции от него, как водится, досталось. Одни «развалили страну» (коммунисты), другие «привели к ее разворовыванию» (демократы). «ЕР», как следовало из слов ВВП, тоже не всегда оказывалась на высоте, но все же очень много сделала для страны. «И это дает мне право сказать, что мы лучше, чем кто-либо другой, знаем, что и как нужно сделать на новом этапе развития страны», — без ложной скромности заявил премьер. На предложение стать кандидатом в президенты он, разумеется, согласился. А в своей речи провозгласил «эволюционность и последовательность любых политических преобразований». В международных отношениях, сказал Путин, «мы будем говорить правду обо всем, что происходит в мире, даже если это кому-то не нравится». «Россия — надежный партнер. Но ей ничего нельзя навязать извне!» — сказал кандидат в президенты. Все это мы слышали много-много раз. То есть Владимир Владимирович был предсказуем. В том числе и в своей критике неких «грантополучателей» (надо полагать, НКО и внесистемной оппозиции), которые получают деньги от Запада: «Во-первых, Иуда не самый уважаемый персонаж в Библии. А во-вторых, пусть лучше потратят эти деньги (имеются в виду западные страны. — Н.Г.) на погашение своего внешнего долга, чем проводят неээфективную внешнюю политику».
После выступления премьера состоялось голосование за выдвижение его кандидатом. Исполнять свой долг делегатам пришлось прямо в зале. Поэтому сказать, что тайна голосования была соблюдена, не поворачивается язык. Итог — «за» выдвижение высказались 614 человек. «Против» — ни одного. Испорченных бюллетеней не оказалось. Между тем на съезде был зарегистрирован 621 делегат. Куда, таким образом, пропали 7 граждан, осталось неизвестным.
Напоследок Путин поднялся на трибуну, позвал туда же Медведева и сказал: «Я хочу показать, как съезд „ЕР“ относится к России». ВВП начал скандировать: «Рос-си-я!» Его немедленно поддержал зал: «Рос-си-я!»
Вперед?