«Сегодняшняя правоохранительная система обслуживает интересы бюрократии, а для бюрократии журналист является потенциальной опасностью. И большая часть следователей, пока она не получит команду сверху, не будет «нарываться» (расследовать дело до конца – «МК»)», – считает председатель национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. По мнению авторов доклада «Без наказания», подготовленного Центром экстремальной журналистики с безнаказанность можно и нужно бороться. Во-первых, следует потребовать, чтобы власти «публично осудили все преступления против журналистов, все случаи давления, которым подвергаются сотрудники СМИ». Во-вторых, следует «при каждом удобном случае задавать вопросы о том, когда же будут найдены убийцы журналистов, когда будут названы и призваны к ответу заказчики преступлений».
Из-за того, что до сих пор многие дела не раскрыты и никто не наказан, убийства журналистов продолжаются. А это приводит, по мнению Кирилла Кабанова, к еще одной опасной проблеме: у работников пера уже начинает работать не цензура, а самоцензура. «Мы начинаем терять журналистику», – с сожалением отметил он. С ним солидарна и пресс-секретарь ассоциации «Голос» Ольга Новосад, по ее мнению, искать возрастных различий здесь тоже не стоит: «Самоцензура – это дело не возрастное. Журналисты в 50 лет даже больше страдают цензурой, потому что молодости присущи максимализм и смелость, иначе зачем жить вообще». Однако, по словам Кабанова, сейчас молодые журналисты начинают понимать, что приспособится проще, в то время как лидеры, которым можно было бы подражать тоже нет: «Кому им подражать? Юрий Щекочихин (журналист, внезапно заболел и скончался летом 2003 года. – «МК»)», чтоб быть убитыми? Они выбирают более успешные модели: молодежь понимает, что эффективнее идти в пиар».
По словам Кирилла Кабанова любая власть боится только одного – нарушения стабильности. «А сегодня консолидации не только в сообществе журналистов, но и в обществе в целом нет. Пока журналисты будут просить (кто в мягкой форме, кто в жесткой) расследовать уголовные дела, а не консолидировано требовать, ничего не получится», – заявил он. Причем Кабанов отметил, что момент, когда надо называть вещи своими именами уже наступил: «Самое большое счастье говорить правду. Правда непонятно, нужна она кому-то кроме нас, но все равно ее нужно говорить». В свою очередь представитель Союза журналистов России Роман Серебряный заметил, что если говорить о безнаказанности, то надо затронуть и более важную проблему – бездейственность: «Журналист пишет, а ничего не происходит. Что говорить о молодежи, если даже само общество выбрало путь приспособиться».