Считается, что Москва сделала ставку на главу МЧС Южной Осетии Анатолия Бибилова. Этого человека поддержала и правящая в республике партия «Единство», и сам Эдуард Кокойты. Однако он сделал это вынужденно, под давлением Москвы. Нет никаких гарантий, что Бибилов, став президентом, сохранит у власти команду Кокойты и позволит тому по-прежнему оставаться хозяином республики. Для виду поддерживая Бибилова, Кокойты и его люди на самом деле играют против него. Расчет у них на то, что Москве придется смириться с «выбором осетинского народа», даже если тот проголосует за другого кандидата.
Главным кандидатом Кокойты считается министр информации и связи Георгий Кабисов. В качестве «запасного игрока» выступает заместитель мэра Цхинвала Алан Котаев. Как утверждают наши источники в Южной Осетии, на этих людей работает команда политтехнологов экс-сотрудника кремлевской администрации Модеста Колерова. Пикантность ситуации в том, что Бибилова «продвигает» некто Владислав Гасумянов, заместитель начальника управления Президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами, того самого, которое ранее возглавлял г-н Колеров. Так что для последнего победа в этой схватке — это еще и вопрос профессиональной чести.
Ни один из сильных кандидатов от оппозиции не был допущен на выборы. Власти отказали в регистрации Дзамболату Тедееву и Альберту Джуссоеву, ссылаясь на «ценз оседлости» (согласно недавним изменениям в Конституции, кандидат должен прожить в Южной Осетии не менее 10 лет непосредственно перед голосованием). В последние дни перед выборами оппозиция раскололась. Часть оппозиционных лидеров, в том числе Джуссоев, выступили в поддержку Бибилова. Его поддержали и находящаяся в оппозиции компартия, Народная партия Роланда Келехсаева, и движение «Рухс Фидан», чей кандидат в президенты Алан Кочиев, ныне сидящий в тюрьме, снял свою кандидатуру в пользу главы МЧС.
«Непримиримая оппозиция» в лице тренера сборной России по вольной борьбе Дзамболата Тедеева и экс-главы Совбеза Южной Осетии Анатолия Баранкевича заявила о поддержке бывшего министра образования РЮО Аллы Джиоевой. На сегодняшний день она является единственным по-настоящему оппозиционным кандидатом. Шансов у нее мало, но ей может отдать голоса протестный электорат.
Как ранее писал «МК», схема, разработанная для Кокойты его советниками, состояла в том, чтобы провести на пост президента полностью управляемого преемника, а самому остаться у власти в качестве «лидера нации», спикера парламента и главы правящей партии. Этот план начал осуществляться: Кокойты был избран главой партии «Единство». Однако Администрация Президента РФ вынудила Кокойты отказаться от выдвижения кандидатом от правящей партии своего родственника генпрокурора Хугаева. Сорвались и планы превращения Южной Осетии в парламентскую республику, для чего собирались внести изменения в Конституцию на сессии парламента.
У команды Кокойты осталось в запасе не так уж много ходов. Это фальсификация выборов или, если Бибилов будет явно побеждать, — объявление их недействительными из-за низкой явки. Это вполне реальный сценарий, учитывая, что многие избиратели, живущие в Северной Осетии (а их не менее 20 тысяч), не смогут проголосовать — ЦИК РЮО отказался открывать там избирательные участки. «Абхазский вариант» — заставить Кремль смириться с «выбором осетинского народа» — может не состояться из-за того, что у Кабисова мало шансов победить в честной борьбе.