Не знаю кому как, а мне досадно видеть, что некоторые усилия действующего Президента РФ Дмитрия Медведева, направленные на стратегическое реформирование России, не встречают должного понимания со стороны общества. Хуже того: нередко вызывают скепсис и сарказм.
Взять, к примеру, недавнюю инициативу по развитию в стране бадминтона. Ее глубинный смысл так и остался многим неясен. Раздались какие-то не вполне уместные смешки: дескать, очередная волна мирового кризиса на пороге, а президент — что-то там про бадминтон.
В данном случае, как это часто бывает, Дмитрий Медведев видит гораздо дальше, чем остальные, и понимает куда больше, чем сразу говорит. Будучи человеком образованным, президент, несомненно, читал известную книгу голландского мыслителя Йохана Хейзинги Homo Ludens («Человек играющий», 1938 г.). И потому он, в отличие от безответственных наблюдателей, которым лишь бы поржать, отдает себе отчет: в основе всякой культуры лежит игра, которая первична по отношению к культуре. Значит, чтобы привить россиянам культуру модернизации и сделать реформы необратимыми, нужно дать нашему народу новую игру. Точнее — новый национальный вид спорта.
Почему бадминтон? Элементарно. Эта игра наиболее популярна именно в тех государствах, которые были и остаются склонны к успешной форсированной модернизации. Например, в Малайзии, Сингапуре, Индонезии, Великобритании, Германии, Дании, Нидерландах. Нельзя не отметить, что в Европе бадминтоном увлекаются исключительно в странах, не имеющих больших долгов. В то время как в Греции, Испании, Италии бадминтон практически не развит.
Вся история бадминтона подчеркивает его неразрывную связь с судьбой современной европейской цивилизации, неотъемлемой частью которой должна стать Россия. Так, Всемирная федерация бадминтона создана в 1934 году — через год после прихода Адольфа Гитлера к власти. Крупнейший мировой турнир по бадминтону среди мужчин — Кубок Томаса — проводится с 1947 года (фактически — с окончания II мировой войны). Главный женский турнир — с 1955 года (смерть Иосифа Сталина, начало глобальной «оттепели»). Наконец, в 1992 году — сразу после распада СССР и крушения «железного занавеса» — бадминтон был включен в программу Олимпийских игр. Через цепь исторических событий и дат модернизационный потенциал игры раскрывается со всей очевидностью.
Бадминтон подчеркнуто демократичен. Он почти не требует специальной инфраструктуры. Играют в него, как правило, двое, что акцентирует роль тандема в качестве субъекта, источника и фактора культуры современного управления. Если прежде, не зная бадминтона, русские предпочитали «соображать на троих», что надолго задержало модернизацию страны, то сейчас мы приходим к пониманию: настоящие дела делаются именно вдвоем.
Эх, если бы Дмитрий Медведев начал с бадминтона прямо в мае
Например, «большое правительство». И по сей день не все поняли, что имеется в виду. Даже единороссы, ведомые Дмитрием Медведевым на выборы, позволили себе публично критиковать замысел президента. Здесь мы опять видим чисто обывательское неприятие дерзкого реформаторского плана президента (будущего премьер-министра). Чтобы консолидировать общество вокруг власти в рамках беспрецедентных модернизационных программ, надо, чтобы любой россиянин в известный момент времени мог ощутить себя не сторонним наблюдателем, а настоящим членом правительства.
На днях прошла утечка информации о том, что в состав «большого правительства» на правах вице-премьеров войдут нынешние полпреды президента в федеральных округах. Это совершенно правильно. Но этого мало. Верно было бы ввести в правительство всех губернаторов, мэров и сити-менеджеров населенных пунктов, советников муниципальных образований, руководителей ТСЖ, ЖЭКов, ДЕЗов, участковых полицейских, приходских священников и т.д. — вниз по вертикали, чтобы обеспечить власти реальную обратную связь с населением. Места в «большом правительстве» могут также предоставляться бизнесменам — на коммерческой основе, по итогам прозрачных тендеров. Для распределения части мест среди широких слоев населения могут использоваться стимулирующие лотереи, новогодние распродажи и т.п. Если удастся постепенно стереть грань между правителями и подданными, никто в России уже не сможет сказать, что он не причастен к политике сегодняшней власти.
Что же касается обычного, «малого» правительства, которое формально останется высшим органом исполнительной власти, то, возможно, действительно стоит подумать, чтобы его главой был не Дмитрий Медведев. Не стоит столь стратегической, заглядывающей на десятилетия вперед фигуре размениваться на управленческую рутину. Тем более что профессионалов, способных эффективно управлять экономикой, в России достаточно.
Сейчас принято апеллировать к имени, опыту и памяти Петра Столыпина, крупнейшего реформатора начала XX века. Так вот, есть основания утверждать, что в нулевые годы XXI столетия у нас был премьер-министр не менее успешный, чем в свое время Столыпин. Это Михаил Фрадков. Вот лишь несколько доказательств. В период премьерства Фрадкова (март 2004 — сентябрь 2007 гг.) цены на нефть Urals выросли на 58% (с 46,5 до 73,3 долл. за баррель), ВВП РФ — на 94%, международные резервы — на 395%, совокупная капитализация российских компаний — почти в пять с половиной раз. Это ли не пример гигантского успеха? И не пришло ли время его повторить?
С осени 2007 года Михаил Фрадков возглавляет Службу внешней разведки (СВР) РФ и на этом посту тоже проявил себя более чем успешно. Достаточно вспомнить историю легендарной Анны Чапман и других всемирно известных российских разведчиков: когда с ними (по вине предателей) случились неприятности на Западе, СВР оперативно добилась их возвращения на Родину. Другие ведомства — например, те, что курируют нашего узника совести Виктора Бута, обвиняемого в торговле оружием, — такой эффективности могут только завидовать.
Премьер-разведчик — это то, что нужно России в данный исторический момент. Используя свои особые связи и каналы, Михаил Фрадков сможет заранее получать на Западе информацию о грядущем падении цен на нефть и других проблемах, грозящих российской экономике. Как и указывал президент Медведев, в состав будущего правительства, особенно при премьере Фрадкове, могут войти новые, свежие люди, которых мы в нулевые годы в исполнительной власти не видели. Например, Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский, Григорий Явлинский. В результате системная оппозиция не останется в стороне от реформ, а возьмет на себя часть ответственности за них.
Также разумным представляется привлечение к работе в правительстве специалистов, хорошо знающих опыт советской модернизации. Например, бывшего секретаря ЦК КПСС по промышленности, председателя совета ветеранов Москвы В.И.Долгих (1924 г.р.). Вообще, было бы правильно, чтобы средний возраст членов нового кабинета составлял не менее 65 лет. В таком случае общество получит обнадеживающий сигнал о перспективах вертикальной социальной мобильности: появятся основания верить, что кабинет, сформированный после президентских выборов-2012, скорее всего, доработает лишь до 2018 года.
Если же в правительстве будут преобладать молодые люди, то они, видимо, захотят оставаться на своих постах минимум до 2036 г. (время окончания третьего президентского срока Дмитрия Медведева), и надежд на постепенную ротацию ключевых управленческих кадров станет несколько меньше.
Всем нам пришло время понять: мы — граждане страны, и мы должны взять на себя всю полноту ответственности за нее. Не надо больше дергать Дмитрия Медведева за рукав и теребить его за пуговицу. Не спрашивайте, что начальство сделало для нас. Пора спрашивать, что мы еще можем сделать для начальства.