Когда шла работа над номером, бои шли близ резиденции Каддафи. А это значит, режим, который существовал в Ливии с 1969 года, пал.
В российском посольстве в Триполи, куда дозвонился «МК», отказались рассказывать о происходящем в городе, отослав за информацией к сайту МИД. Тем не менее, по словам работников диппредставительства, бои шли и рядом с нашим посольством, стрельба была слышна повсюду вокруг. Правда, ко времени нашего разговора (около полудня по московскому времени) пальба стихла.
Еще не все районы были очищены от бойцов, верных Каддафи, а победители начали праздновать. Город раскрасился в черно-красно-зеленые цвета оппозиции. Пока одни ливийцы отмечают победу повстанцев на центральной площади Триполи (ее из Зеленой уже переименовали в площадь Мучеников), другие со страхом ждут своей участи.
Когда на днях официальный представитель Джамахирии Муса Ибрагим говорил «о приближающемся несчастье, об убийствах и расправах», это было не запугивание приверженцев режима и не фигура речи.
Хотя руководитель Переходного национального совета Мустафа Абдель Джалиль призвал своих сторонников проявлять гуманность по отношению к жителям Триполи, кто даст гарантии, что победители не начнут внесудебные расправы над сторонниками Каддафи?
В руки победителей попали сыновья полковника Каддафи — Мохаммад и Сейф аль-Ислам. Последнего ждут в Международном уголовном суде, так что у него есть шанс остаться живым. Что касается Мохаммада Каддафи, то, по имеющимся сведениям, он сам сдался повстанцам и уже выступил с обращением по телевидению, в котором признал, что к восстанию в Ливии привела недальновидная политика властей. Говорят, что третий сын полковника — Саад — также захвачен мятежниками...
Экс-посол России в Ливии Владимир Чамов, вернувшись в марте на родину, предрекал режиму Каддафи три-четыре месяца. Примерно так и получилось. Сказалось много факторов — и чуть ли не каждодневные ракетные удары НАТО, и экономическая блокада, и усталость, и международная изоляция, и бегство бывших приверженцев...
Да и, честно говоря, полковник Каддафи — далеко не ангелоподобный политик, по которому стоит проливать слезы.
С другой стороны, когда даже такая одиозная фигура становится мишенью охоты всемогущего Запада с его ракетами, самолетами-шпионами, авианосцами и правом решать, кому в мире можно править, а кому нет, поневоле начинаешь сочувствовать диктатору. Если бы Каддафи был свергнут самими ливийцами, без поддержки натовских ракет и авиации, не было бы и разговору. Народ сам должен решать судьбу своих правителей. Так было в Тунисе с Бен Али и в Египте с Мубараком. Так было четыре десятилетия назад, когда молодые офицеры во главе с Каддафи свергли короля Идриса.
В Ливии же новые власти, побеждающие с помощью Запада, будут рассматриваться как марионетки. Так было в Ираке и Афганистане. И печальный опыт этих стран заставляет с грустью смотреть на торжества по случаю падения Каддафи.
Где Каддафи?
По данным канала Al Arabiya, Каддафи находился в больнице города Таджур, расположенном рядом с Триполи. По другим сведениям, он оставался в своей резиденции в столице — в правительственном комплексе Баб-аль-Азизия. Тем более что в своем последнем обращении полковник обещал оставаться в Триполи до конца.
Версия 1. Каддафи останется в стране и возглавит сопротивление. И велика вероятность того, что в стране продолжится гражданская война «всех против всех.
Версия 2. Каддафи отправится в эмиграцию. Встает вопрос: куда именно? Экстравагантный полковник умудрился испортить отношения со многими африканскими, арабскими и исламскими странами. Так что убежище в Саудовской Аравии, приютившей, скажем, тунисского экс-президента Бен Али, ему не светит. Возможно, безопасную гавань Каддафи мог бы найти на юге Африки. Готовность предоставить убежище вроде бы выразили Ангола и Зимбабве. Не исключено, что и ЮАР — появились даже слухи (впрочем, вскоре опровергнутые) о том, что южноафриканцы даже отправили в Ливию самолет для эвакуации Каддафи. Еще один вариант — Венесуэла. Правда, туда еще добраться надо. Так что логичнее было бы перебраться в соседний Чад или Алжир.
Версия 3. Каддафи попадает в плен к оппозиции. И тут возможны варианты — от быстрой расправы над ним (по аналогии с расстрелом Николае Чаушеску в декабре 1989 года румынскими «революционерами») до выдачи Международному уголовному суду, выписавшему соответствующий ордер. Впрочем, новые власти могут захотеть устроить суд над полковником на родине — и тогда Каддафи остается только посочувствовать (вспоминается пример Саддама Хусейна, повешенного в багдадской тюрьме).
Версия 4 (самая мрачная). Каддафи погиб, но информация о его смерти скрывается.
А что Россия?
Москва от поспешных комментариев воздерживается. С учетом того, что Россия до последнего момента играла в ливийском конфликте по принципу «и нашим, и вашим», с установлением дипотношений с победителями проблем быть не должно. Так что вполне возможно, что в скором времени вместо зеленого флага над ливийским посольством (а не Народным бюро, как именуются диппредставительства Джамахирии) в Москве на Мосфильмовской будет развеваться черно-красно-зеленый триколор с полумесяцем и звездой.
А вот при неизбежной дележке ливийского экономического «пирога» — будь то нефтяной сектор или рынок вооружений (сомнительно, например, что при новых властях российский ВПК наверстает упущенные из-за введения эмбарго на поставку оружия $4 млрд.) — российских участников наверняка всерьез потеснят. Хотя по словам экспертов, российские компании и при Каддафи особыми преференциями не пользовались.