Все началось с того, что в начале года президент распорядился принять закон о такси, который, как у нас водится, подготовили быстро и тихо. 21 апреля ФЗ №69 был принят. И тогда выяснилось, что большинство таксистов потеряют право на труд. Ситуацию объяснил делегат съезда, председатель ивановской профсоюзной организации Роман Круглов. “У нас в регионе большинство таксистов — индивидуальные предприниматели. Они зарабатывают в среднем 15 тысяч рублей в месяц и платят налог 1750 рублей, — сказал он “МК”. — Принятый закон требует, чтобы теперь они получили лицензию на работу. Для этого нужно перекрасить автомобиль в единый для региона цвет и нанести шашечки по всему периметру кузова. Это на территории нашей области обойдется в сумму от 40 до 70 тысяч рублей. На крышу установить стационарный фонарь. За фонарь на магните — штраф 10 тысяч. Поставить таксометр — это еще от 12 до 22 тысяч. Но модель за 12 тысяч непригодна. И оборудовать автомобиль системой ГЛОНАСС-ЭРА для экстренного реагирования при аварии. Вещь хорошая, но стоит 19 тысяч плюс ежемесячная абонентская плата. На все это уйдет десять шоферских зарплат. Но самое главное: даже когда таксист все сделает — ему могут отказать в лицензии под любым предлогом, вы же знаете наших чиновников”.
Вот “благодаря” этому закону, а точнее, чтобы добиться отмены некоторых драконовских мер, таксисты всей страны и решили объединиться в общероссийскую организацию. А чтобы власть их услышала — сразу же войти в ее фронт.
Сам съезд напоминал разговор слепого с глухонемым. Выступавшие представители власти поздравляли таксистов со вступлением в ОНФ и утверждали, что ФЗ №69 всем хорош. Таксисты спорили с мест.
“Фраза “наши люди в булочную на такси не ездят” уходит в прошлое. Такси стало массовым и доступным, — начал издалека замминистра транспорта Николай Асаул. — В свое время у нас уже успешно действовало лицензирование этой деятельности, потом его отменили. Но все без исключения регионы потребовали его восстановить, и мы это сделали”. Зал отвечает недовольным гудением.
“Закон направлен на поддержку вас же. Высокие требования, большие штрафы — все это для того, чтобы очистить рынок от непрофессионалов, которые мешают вам же работать”, — убеждал чиновник Минтранса Леонид Липсин. Ответом стал, видимо, заранее отрепетированный номер: таксисты перебили чиновника завыванием “о-о-о-о” из припева к песне “Зеленоглазое такси”. А когда руководитель столичного транспортного департамента Николай Лямов принялся объяснять, что таксометр можно купить за 800 руб., его заглушили бурные продолжительные аплодисменты.
Доброжелательности общению попытался добавить единоросс Артур Чилингаров: “Мой дядя был таксистом, дом всегда был завален запчастями. Он много работал, перевыполнял план и мечтал получить орден. И мечта сбылась: ему дали Красного Знамени. Нужно и сейчас награждать лучших таксистов орденами”.
Решение съезда было распечатано заранее: создать НКО “Национальный совет такси”, которое войдет в ОНФ и будет сотрудничать с Минтрансом.
После заседания новоиспеченные “фронтовики” поделились с “МК” своими планами. “Будем использовать ОНФ, чтобы если не отменить, то улучшить закон о такси. Хотим, чтобы кто-то из представителей отрасли стал депутатом и отстаивал наши интересы”, — признался председатель оргкомитета Вячеслав Лысаков. А Роман Круглов не заглядывал так далеко: “Сегодня вернусь в Иваново, а завтра мы проведем в городе акцию протеста”. Ситуация парадоксальная: к акциям протеста против принятого властью закона готовятся и многие другие новобранцы провластного движения. Впрочем, возможно, в этом и заключается гениальность такой политтехнологии, как ОНФ: власть делает гадость определенной группе населения — и в ответ эта группа вливается в ряды сторонников власти.